Библиотека ЕИ К(П)ФУ

Сайт ЕИ К(П)ФУ
Главная
Поиск
Категории: (справка)
Вся литература
Не определено
Авторефераты
Статьи
Монографии
Учебные пособия
Сборники конференций
Сборники научных трудов

Т.А. Киселева

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга, 12-13 ноября 2008 г. - C.104-111.

 

Т.А. Киселева

Елабуга, муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа –детский сад компенсирующего вида № 26»

В 1995 году на базе детского образовательного учреждения № 26 города Елабуги, РТ, был создан комплекс «Начальная школа – детский сад № 26 по коррекции зрения». В данное время это муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 26», которое обеспечивает обучение, воспитание, коррекцию отклонений в развитии у детей с нарушением зрения и формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

Физическое воспитание детей в образовательном учреждении осуществляется по базовой программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ (автор В.И. Лях) и адаптивной программе «Путь к здоровью», которую автор разработала в 1998 году в результате экспериментально – исследовательской работы.

Исследователями было отмечено, что нарушение зрительной системы влияет не только на формирование психических процессов и личностных качеств ребенка, но и на формирование двигательных функций. При нарушении зрения у детей отмечаются недостатки в физической подготовленности, они уступают своим сверстникам в быстроте, ловкости, выносливости, отмечается плохая ориентировка в пространстве, вследствие чего у детей снижается двигательная активность. А это приводит к различным нарушениям осанки, искривлению позвоночника, что в свою очередь, приводит к различным функциональным расстройствам внутренних органов. Конечно же, организм таких детей ослаблен, процент заболеваемости высок.

Так как многие ученые, такие, как П.К.Анохин, И.А.Аршавский, Ю.Ф.Змановский, Г.П.Малахов, С.А.Пономарев, отмечали положительные сдвиги в физическом развитии и состоянии здоровья детей при большом объеме применения различных средств, вырабатывающих выносливость, то на уроках физической культуры, прогулке стали широко применять такие средства, как: оздоровительная ходьба и бег, элементы легкой атлетики, спортивные игры – футбол и баскетбол, подвижные игры народов России, лыжную подготовку. Эти средства, во-первых, легко дозируемы. При работе с детьми, у которых разный уровень физической подготовленности, удобно регулировать нагрузку, учитывать индивидуальные особенности детей. Во-вторых, эти средства позволяют повышать двигательную активность детей, улучшать все физические качества и соответственно повышать оздоровительный эффект, так как уроки проводятся на свежем воздухе почти круглогодично.

Для развития координации движений, ориентировки в пространстве, точности, ловкости, силы мышц используются: элементы баскетбола, футбола, элементы акробатики и гимнастики, звуковой и дыхательной гимнастики, упражнения в равновесии и лазание.

Для профилактики нарушения осанки и плоскостопия применяются: элементы йоги, художественной гимнастики, ритмической гимнастики.

С целью повышения двигательной активности младших школьников применяются следующие оздоровительные формы:

  • утренняя зарядка, включающая в себя оздоровительную ходьбу и бег, комплекс упражнений для глаз, подвижную игру;

  • физкультминутки на всех уроках: пальчиковая гимнастика, комплексы упражнений для снятия мышечного напряжения и напряжения глазных мышц, самомассаж, звуковая гимнастика;

  • оздоровительная ходьба, ходьба по маршруту, экскурсии;

  • подвижные и спортивные игры на прогулке;

  • закаливание: занятия в соответствующей погоде одежде, проведение уроков на свежем воздухе (уроки по легкой атлетике и лыжной подготовке), занятия в носках или босиком в спортивном зале;

  • комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки в различных режимных моментах;

  • комплексы упражнений для глаз на всех уроках и на прогулке;

  • работа секций и групп лечебной гимнастики.

В своей практике использую следующие типы уроков: игровой, сюжетно-игровой, тренировочный, урок аэробики, самостоятельной двигательной деятельности, контрольный. На уроках физкультуры осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от состояния его здоровья, зрения и физической подготовленности. Для этого в начале учебного года изучаю медицинские карты первоклассников, встречаюсь с родителями, знакомлю их с программой и требованиями на учебный год, выслушиваю все пожелания родителей и получаю дополнительную информацию о каждом ребёнке.

В связи с тем, что в учреждении учатся дети в основном 3 и 2 группы здоровья, внимательно отношусь к состоянию здоровья детей на уроках физкультуры. Применяется простой, но эффективный метод определения физической нагрузки – пульсометрия. А также определяется состояние учащихся по внешним признакам (по методике С.В.Хрущева) и корректируется образовательный процесс в зависимости от состояния детей на данный момент.

Многие педагоги отмечают, что для современных детей характерно нарушение психоэмоционального равновесия. Это проявляется в их тревожности, агрессивности. Для того чтобы понизить негативные реакции детей, на уроках физической культуры используются следующие приемы:

- в начале урока делается звуковая, дыхательная гимнастика, комплексы упражнений из элементов йоги под спокойную музыку;

- самомассаж, взаимопоглаживание спины друг другу в парах в различных игровых моментах;

- в конце урока выполняются упражнения для укрепления мышечного корсета, в положении лежа, комплексы упражнений из элементов йоги, которые способствуют концентрации внимания и способствуют снижению уровня агрессивности.

При проведении подвижных и спортивных игр обращается внимание на строгое выполнение всех правил, доброжелательное отношение друг к другу, взаимное уважение. Пресекаются неспортивное поведение и насмешки друг над другом. Провожу разъяснительные беседы. Стараюсь в душах воспитанников пробудить такие качества, как со-участие, со-чувствие, со-переживание, со-страдание.

Хочется отметить, что особого отношения к себе требуют дети, у которых очень сложные заболевания зрительной системы, и инвалиды. Многие из них чувствуют себя неполноценными. Наша работа с такими детьми направлена на то, чтобы в их сознании произошел пересмотр ориентира – « Я как все!». Приходится работать и с родителями этих детей, чтобы они относились к ним как к обычным, нормальным детям. Индивидуальный подход, чуткое отношение и кропотливая работа с родителями, которые также должны по-новому взглянуть на своего ребенка, дают положительные результаты. Со временем, а это 3-4 года кропотливого труда, эти дети в физическом развитии и подготовленности не уступают своим сверстникам, принимают участие во всех спортивных мероприятиях, чувствуют себя в коллективе комфортно. И мы стараемся постоянно поддерживать обретенное детьми состояние «Верю в себя – хочу заниматься – всё смогу!». Хотя дети со сложными заболеваниями на соревнованиях не всегда могут занять призовые места даже среди детей с нарушением зрения, но и им дается возможность показать свое трудолюбие в школьном конкурсе «Лучший физкультурник», итоги которого подводятся каждую четверть. Основные условия конкурса: выполнение домашних заданий, посещение всех уроков физкультуры, ни единого пропуска по болезни. Дети в конце четверти награждаются грамотами за трудолюбие, мужество, личные достижения, тем самым создаю дополнительный стимул для детей – инвалидов.

На спортивно-оздоровительных часах (СОЧ) большое внимание уделяется формированию умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, самостоятельно организовывать подвижные и спортивные игры. Весной и осенью спортивно-оздоровительные часы проводятся на свежем воздухе. Разработаны следующие формы проведения спортивно-оздоровительных часов:

- оздоровительная ходьба по маршруту. Разрабатывается маршрут следования по улицам города, повторяются правила перехода улиц, правила поведения пешеходов;

- целевые прогулки (на ипподром, детскую площадку «Чебурашка», майдан, берег реки Камы);

- самостоятельная двигательная деятельность;

Зимой, при хорошей погоде, занимаемся лыжной подготовкой.

В результате применения вышеперечисленных средств и форм физического воспитания, соизмеряя при этом нагрузки с функциональными возможностями растущего организма и учитывая индивидуальные особенности детей, улучшаются физические качества воспитанников, самое главное обогащается двигательный опыт детей и соответственно возрастает уровень физической подготовленности.

Уровень физической подготовленности младших школьников, имеющих различные нарушения зрения и заболевания, за период 2005 – 2007 годы.

30 метров с выс. Прыжки с места Бег 300м.

старта (секунды) (сантиметры) (минуты, секунды)

годы

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Оптим.-мин. уровень мальч.

7,1

6,8

6,6

110

120

130

1.30

1.20

1.15

Сред.результат

мальчиков

5,8

5,7

5,3

158

165

174

1.02

1.07

1.00

Оптим.-мин.

уровень дев.

7,3

7,0

6,6

90

100

110

1.30

1.20

1.15

Сред.результат

девочек

6,2

6,2

5,6

137

143

152

1.18

1.00

1.13

Классы

2 кл.

3 кл.

4 кл.

2 кл.

3 кл

4 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.


Обучение детей физическим упражнениям осуществляется опираясь на традиционные принципы, а также используя в своей работе новые принципы это принцип фасцинации (в переводе с английского – очарование, детей можно очаровать предметом, например султанчиками, красивыми лентами) и принцип творческой направленности.

На уроках физической культуры кроме традиционных методов обучения широко применяются следующие интерактивные методы:

а) метод творческих заданий;

б) метод проблемно-поисковых задач;

в) метод активного наблюдения.

Применение новых принципов и приемов позволяет повысить мотивацию детей к урокам, способствует формированию умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Работая продолжительное время с детьми с нарушениями зрения, мы пришли к выводу, что на каждом уроке должно быть время для самостоятельной деятельности. Дети должны иметь возможность проявлять свое творчество в двигательной деятельности.

Применение вышеперечисленных средств, методов, приемов, принципов на уроках физкультуры помогает эффективно развивать у детей подвижность, выразительность, эстетику движений, свободу, самостоятельность, эмоциональную сферу психики и позволяет успешно развивать творческий потенциал младших школьников.

Учитывая, что у детей с нарушением зрения плохо развита координация движений, при их обучении, кроме традиционных методов (словесных, наглядных и практических), применяется метод идеомоторной тренировки. А в практическом методе обучения сложным двигательным действиям, например ведение баскетбольного мяча одной рукой в движении, считается, что для детей с нарушением зрения необходимо пройти дополнительно 1 и 2 этапы, только потом начинать обучение. В итоге дети проходят следующие этапы обучения:

1. Знакомство с предметом, его основными свойствами;

2. Практическое действие с предметом;

3. Показ и объяснение действия в целом;

4. Изучение элементов действий;

5. Соединение элементов действий;

6.Автоматизация системы действий в процессе выполнения действия в целом.

На начальной стадии эксперимента, проводимого в учреждении с 1995 года, упражнения для глаз включались в уроки физической культуры, но опыт работы показал, что это нецелесообразно в связи с тем, что понижалась двигательная активность детей и уменьшалась моторная плотность уроков. Поэтому упражнения для глаз включили в различные режимные моменты, результате чего были разработаны и внедрены в режим дня младших школьников:

  • утренняя гимнастика с использованием упражнений, формирующих правильную осанку, и специальных упражнений для глаз;

  • физкультминутки и динамические паузы на уроках;

  • комплексы упражнений для глаз на прогулке.

Разработано методическое пособие «Профилактика ухудшения, стабилизация и улучшение зрения детей», которое было рассмотрено и рекомендовано к печати ученым советом Елабужского государственного педагогического института в 2000 году.

Совместная работа всего персонала учреждения по оздоровлению младших школьников с нарушением зрения позволяет укреплять здоровье детей, стабилизировать и улучшать зрение младших школьников. Ежегодное обследование детей показывает, что:

1. Заболеваемость среди младших школьников в учреждении самая низкая по городу. Пропуск по болезни одним школьником за год составляет:

Годы

2005

2006

2007

МОУ «НШДС №26»

2,7

1,6

1,3

По городу

3,8

3,8

3,6

2. Ежегодное, с 1995 года, обследование показывает, что зрение детей улучшается и стабилизируется.

Годы

2004 - 05

2005 -06

2006 - 07

Улучшение

66,6 %

71,5 %

74,5 %

Стабилизация

33,4 %

28,5 %

25,5 %





 

Как вылечить сахарный диабет с помощью корицы, Кардиосклероз и аортосклерозлечение народными средствами, Артрит общая хирургия, Корректировка зрения у детей в твери, Футбол головами куличках играть, Мезотерапия на всё тело отзывы, Инфаркт миокарда класификации, Опухоль левого глаза, Атеросклероз сердца симптомы