RSS | Twitter | ВКонтакте | Facebook

logo
logo
Некогда пришел мне (преподобному Елиазару) помысл, творю ли я угодное Богу и что значат мои труды и моления? Я помолился с особенным усердием: «Владыко, Боже, Отче Вседержителю, вразуми меня, как прославлять пресвятое имя Твое!» После этой молитвы я услышал небесный голос: «Всякий день молись, говоря: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение... Господи прибежище был еси нам в род и род... Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». (Соловецкий патерик. С. 98.)

Духовная сущность психических расстройств: На нервной почве...

Авдеев Д. А.
Версия для печати
Предыдущая глава | Оглавление | Следующая глава

На нервной почве...

После грехопадения Адама человек утратил совершенное здоровье и бессмертие. Святое Евангелие напоминает нам о тех причинах, которые привели человека к потере Эдема (Мф. 8, 16; Мф. 15, 17-20; Мк. 7, 18-23; Лк. 5, 15; Ин. 9, 1-7) Св. отцы говорят, что чем человек грешит, тем он и страждет.
К примеру, вот что говорит о гневливом человеке преподобный Ефрем Сирин: "... Гневливый убивает и губит душу свою. Да и действительно, гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и мысль изменяет, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою... "
Иными словами, грех, совершаясь в глубине человеческого духа, поражает и душу, и плоть. Очевидно по этой причине сокращается длительность жизни людей, слабеет их здоровье. Часто душа подсказывает человеку по каким причинам (или грехам) произошел тот или иной недуг. Многие христиане это знают по опыту.
Наука громко заговорила о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов 180 лет тому назад, когда немецкий врач Heinroth впервые употребил термин психосоматика. В основе идеи психосоматозов положено утверждение, что в происхождении ряда соматических заболеваний лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам. Таким образом, психосоматическая патология - это своеобразный соматический резонанс психических процессов. К числу так называемых истинных психосоматозов относятся ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит.
"Плачет мозг, а слезы в сердце, печень, желудок..." - так образно говорил известный отечественный ученый А. Р. Лурия. Ученые и практики обратили внимание на определенные черты характера, которые свойственны тем или иным заболеваниям. К примеру, у больных ишемической болезнью сердца нередко обнаруживаются внутреннее напряжение, нетерпимость, стремление к постоянному лидерству, эмоциональная неустойчивость. Установлено, что возникновение бронхиальной астмы связано с наличием в характере выраженных черт напористости, нетерпимости. Заболевания щитовидной железы могут быть вызваны неумеренностью. При облитерирующем эндартериите (сосудистое заболевание) обнаруживают боязливость.
Правомерен вопрос: только ли характер является основой "болезненного" поведения? Убежден, что прежде всего грех, совершаемый в глубине человеческого духа. Накапливаясь в душе, грехи формируют характерологические изъяны. Следовательно, происхождение психосоматической патологии можно эскизно представить как процесс "проявления", материализации греха: грех - характер - болезнь. Разумеется, эта схема должна восприниматься с осторожностью и применима лишь к части случаев. По воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни. Таким образом, в зависимости от того, на какой духовной "почве" возникают хвори, и определяется их смысл.
О СЕРДЦЕ БЛАГОДАТНОМ.
Выше мы рассмотрели, как может страдать плоть под тяжестью грехов (некоторые примеры психосоматических расстройств). Но под действием Духа Божия плоть человека преображается. Когда смотришь в лица угодников Божиих, подвижников веры и благочестия, то невольно ощущаешь ту благодатную силу Духа, от которой невозможно оторваться. Еще в большей степени это дивное преображение относится к сердцу человека.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: "Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостию. Недаром говорится о Боге: свят еси и во святых почиваеши".
Св. пророк Иеремия говорил: "Было в сердце моем, как бы горящий огонь" (Иер. 20, 9). Преподобный Макарий Великий говорил так: "Сердце правит всеми органами, и когда благодать займет все отделения сердца, - господствует над всеми помыслами и членами... "


Предыдущая глава | Оглавление | Следующая глава
Поделиться:  
просмотров: 711

в разработке
Другие новости


Загрузка

О проекте Православие.By

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия.

Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

Поддержите наш проект

Наш портал - некоммерческий проект, у нас нет постоянного финансирования. Мы делаем его во славу Божию, на свои средства и на средства наших жертвователей. Поэтому мы обращаемся к Вам с просьбой: Поддержите наш проект, если Вам нравится то, что мы делаем!

© 2003-2015 Православие.By - белорусский православный информационный портал.
Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна
Зеркало проекта www.pravoslavie-by.info

Як писати характеристику для вступників до вузу мвс, Может ли младенец растянуть желудок, Симптомы. рака желудка, Г.лобня лечение от алкоголизма, Можно переделать неудачную подтяжку лица, Отзывы про зрение, Дренаж печени, Брожение от алкоголя в толстом кишечнике