Реферун
  • Данилова Наталия Васильевна
  • 2010
  • 22

Нормирование двигательного режима в процессе физического воспитания молодежи автореферат диссертации для написания диплома, курсовой работы, тема для доклада и реферата

Нормирование двигательного режима в процессе физического воспитания молодежи - темы дипломов, курсовиков, рефератов и докладовОзнакомиться с текстом работы
Специальность ВАК РФ: 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
  • Реферун рекомендует следующие темы дипломов:
  • Физическая нагрузка - главный фактор в системе физического воспитания и спортивной тренировки
  • Реферун советует написать курсовую работу на тему:
  • Основы спортивной и оздоровительной тренировки
  • Реферун советует написать реферат на тему:
  • Физическое воспитание в высшей школе
  • Реферун предлагает написать доклад на тему:
  • Негативные факторы экологического воздействия и возможные пути их компенсации
  • Управление деятельностью человека
  • Общие закономерности физического развития и функционального состояния в онтогенезе
  • Влияние физических упражнений на физическое состояние школьников
  • Как мне написать работу на эту тему?
Поделиться с друзьями:

Выдержки из автореферата диссертации Данилова Наталия Васильевна, 2010, 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Актуальность. Основной предпосылкой усиления внимания государства к развитию физической культуры и спорта в молодежной среде стало осознание стратегического значения повышения человеческого потенциала для прогрессивного социально-экономического развития страны.

Важными факторами, негативно влияющими на формирование здоровья и уровень физической подготовленности молодежи, являются низкая двигательная активность и не эффективное физическое воспитание в образовательных учреждениях.

Сокращение объема движений негативно сказывается на функциональных возможностях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и др. систем организма, вызывает уменьшение мышечной силы, выносливости, гибкости, координации движений. При гипокинезии снижается мышечный тонус, ухудшается настроение, нарушается подвижность нервных процессов (A.B. Коробков, 1980; В.П. Загрядский, 1993; Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил, 2001; Т.Ю. Куцевич, 2003 и др.).

В этой связи, разработка рациональных двигательных режимов в процессе физического воспитания молодежи является важной социально-педагогической задачей, решение которой позволит существенно повысить уровень физической подготовленности и состояния здоровья молодых людей, а так же качество физического воспитания в высших и средних образовательных учреждениях (В.К. Бальсевич, В.А. Запоржанов, 1987; А.Н. Журавлев, 2000; Т.Ю. Куцевич, 2003; Е.А. Шуняева, 2007).

В качестве критериев учета различных компонентов двигательного режима специалисты предлагают различные показатели: количество шагов, выполняемых в течение суток; время, затраченное на физическую активность; километраж, пройденный за определенный промежуток времени; энерготраты в процессе физкультурно-спортивной деятельности; физиологические показатели адаптации к физической нагрузке (Н.М. Амосов. Я.А. Бендет, 1984;

Б.И. Загрядский, З.К. Сулимо-Самуйло, 1982; М.М. Коц, 1986; H.A. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991; Дж. X. Уилмор, Д.Л. Костил 2001 и др.).

Однако до настоящего времени нет единого мнения по рациональной организации и нормированию двигательного режима в процессе физического воспитания учащейся молодежи (Л.П. Матвеев, 1986; Г.В. Усков, 1990; А.Н. Таланцев, 2000; Н.М.Безрукова, 2008 и др.).

Обобщая вышеизложенное можно заключить, что достижение должного уровня физической подготовленности и функционального состояния учащейся молодежи во многом зависит от рационально организованного режима двигательной активности.

С учетом вышеизложенного выбранное направление исследования является актуальным.

Цель исследования. Разработка и научное обоснование методики нормирования двигательного режима в процессе физического воспитания учащейся молодежи.

Гипотеза исследования. При постановке настоящего исследования предполагалось, что разработка методики нормирования двигательного режима на основе рационального выбора интенсивности, объема, количества повторений в серии и интервалов отдыха при выполнении физических упражнений развивающей направленности на занятиях по физическому воспитанию позволит обеспечить тренировочный эффект физических упражнений, адекватных функциональным возможностям организма и повысить эффективность физического воспитания учащейся молодежи.

Объект исследования. Содержание и направленность тренировочных нагрузок на занятиях по физической культуре в образовательных учреждениях.

Предмет исследования. Двигательный режим учащейся молодежи в процессе физического воспитания.

Задачи исследования.

1. Изучить динамику подготовленности студенческой молодежи с

различным уровнем двигательной активности в период обучения в ВУЗе.

2. Разработать критерии и классификацию физических нагрузок, определяющих рациональный двигательный режим учащихся.

3. Разработать содержание тренировочных заданий, обеспечивающих оптимизацию двигательного режима учащихся на занятиях физической культурой.

4. Экспериментально обосновать эффективность применения методики нормирования двигательного режима в процессе физического воспитания учащейся молодежи.

Научная новизна. В результате проведенного исследования:

- обоснованы границы диапазона частоты сердечных сокращений развивающего двигательного режима, обеспечивающего тренировочный эффект физических упражнений, адекватных функциональным возможностям организма студентов;

- разработана классификация тренировочных нагрузок на основе нормирования объема выполнения упражнений в развивающем режиме интенсивности в процессе физического воспитания учащейся молодежи;

- выявлены зависимости и разработаны трендовые модели, определяющие время восстановления от времени выполненной работы в разных режимах интенсивности;

- разработана методика нормирования двигательного режима, позволяющая обеспечить должный тренировочный эффект физических нагрузок в процессе физического воспитания учащейся молодежи.

Теоретическая значимость исследования определяется совершенствованием научных основ оптимизации двигательного режима лиц с различным уровнем двигательной активности и физической подготовленности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены: при планировании и организации учебного процесса по

физическому воспитанию в высших учебных заведениях, колледжах, профессиональных училищах, общеобразовательных школах; для оптимизации двигательного режима в процессе физического воспитания молодежи; при планировании содержания учебных занятий по физическому воспитанию учащихся с разным уровнем физической подготовленности; при составлении программно-нормативных документов по предмету «Физическая культура» для ВУЗов; при разработке методических рекомендаций по нормированию тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности.

Основные положения, выносимые на защиту:

- увеличение объема двигательной активности учащихся ВУЗов сверх программного минимума на 10 - 15% способствует замедлению темпов снижения физической подготовленности у юношей на 2 - 3% в год, а у девушек на 4 - 5% в год;

- разработанная классификация тренировочных нагрузок позволяет дать объективную оценку величины тренировочных воздействий в развивающем режиме интенсивности и систематизировать процесс физического воспитания студентов;

- методика нормирования двигательного режима учащейся молодежи на занятиях по физическому воспитанию должна предусматривать рациональный выбор интенсивности, объема, количества повторений в серии и интервалов отдыха при выполнении физических упражнений развивающей направленности, адекватных функциональным возможностям организма студентов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; антропометрия; спирометрия; пульсометрия; функциональное тестирование; математико-статистические методы анализа данных.

Организация исследования. Исследование включало три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2005г. - май 2007 г.) был проведен анализ

научно-методической литературы по вопросам физического воспитания молодежи, организации и содержания урочных и внеурочных форм физической культуры в образовательных учреждениях, эффективности применения различных средств и методов физической подготовки на занятиях по физической культуре в высшей школе. Изучались критерии нормирования физических нагрузок по величине и направленности, особенности воздействия двигательного режима на уровень физической подготовленности и состояние здоровья учащихся.

Так же на первом этапе исследования в процессе констатирующего педагогического эксперимента были организованы педагогические наблюдения и тестирование студентов с различным уровнем двигательной активности в период обучения в ВУЗе. Показатели квалифицированных спортсменов не учитывались. Изучалась интенсивность физической нагрузки на учебно-тренировочных занятиях различной направленности.

На втором этапе исследования (сентябрь 2007 г. - май 2008 г.) в серии педагогических экспериментов выявлялись объемы и интенсивность физической нагрузки, соответствующие развивающему двигательному режиму, была разработана классификация объемов физических нагрузок в развивающем режиме по величине, выявлены оптимальные интервалы отдыха после выполнения упражнений различной интенсивности.

В этот же период были разработаны комплексы физических упражнений с заданными свойствами по интенсивности и времени воздействия, объединенные в тренировочные задания.

На третьем этапе исследования (сентябрь 2008 г. - май 2009 г.) был проведен основной педагогический эксперимент, направленный на обоснование эффективности методики нормирования двигательного режима в процессе физического воспитания учащейся молодежи, выполнена статистическая обработка полученных данных и подготовлен текст диссертации.

Исследование проводилось на базе Саранского кооперативного института. Всего в исследовании приняли участие 234 студента 1—3 курсов.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Диссертация изложена на 126 страницах, содержит 14 рисунков и 16 таблиц. Список литературы включает 143 источника отечественной и 26 источников иностранной литературы.

ВЫВОДЫ

1. Выявлены тенденции снижения уровня физической подготовленности студенческой молодежи с различным уровнем двигательной активности в период обучения с первого по третий курс. Установлено, что средние темпы снижения уровня физической подготовленности юношей и девушек, физическое воспитание которых было регламентировано учебной программой ВУЗа - 4 академических часа в неделю, соответственно составляли 6-7% и 1012% в год. Увеличение объема двигательной активности учащихся сверх программного минимума на 10 - 15% способствует замедлению темпов снижения физической подготовленности у юношей на 2 - 3% в год, а у девушек на 4 - 5% в год.

2. Показано, что в процессе физического воспитания студенческой молодежи преобладают экстенсивные режимы выполнения физических нагрузок, оказывающие минимальный тренировочный и оздоровительный эффект. Так в процессе академических занятий комплексной направленности, занятий фитнесом оздоровительной направленности и учебных занятий игровыми видами спорта интенсивность применяемых физических нагрузок находилась в зоне умеренной мощности или в зоне нагрузок низкой интенсивности.

3. На основании применения метода Карвонена определены и экспериментально обоснованы границы диапазона частоты сердечных сокращений развивающего двигательного режима, обеспечивающего тренировочный эффект физических упражнений, адекватных функциональным возможностям организма студентов, которые составляют для юношей и девушек первого курса (возраст 18-19 лет), соответственно, 150 -170 и 155 -175 уд/мин.; для юношей и девушек второго курса (возраст 20-21 год) - 145 -165 и 150 - 170 уд/мин.; для студентов третьего курса (возраст 22 - 23 года) -140 - 160 и 145 - 165 уд/мин.

4. Разработана классификация тренировочных нагрузок в развивающем режиме интенсивности, в основу которой положен объем бега в заданном пульсовом диапазоне. Нормативной единицей тренировочной нагрузки является объем выполненной работы, не превышающей индивидуальных показателей функциональной активности организма занимающихся в заданном режиме интенсивности и составляет у юношей 1400 - 1900 м, tpa6oTbI 8-9 мин., у девушек - 900 - 1400 м, tpa6oTbI 6-8 мин. Экспериментально установлено, что выполнение объема упражнений равного одной нормативной единице может быть классифицировано как низкая физическая нагрузка, выполнение объема упражнений равного двум нормативным единицам - как средняя физическая нагрузка и трем нормативным единицам - как высокая физическая нагрузка.

5. Выявлены зависимости, определяющие время восстановления от времени выполненной работы в разных режимах интенсивности. Критерием восстановления служило снижение ЧСС до 100 уд/мин.

Выявленные зависимости аппроксимируются линейными уравнениями вида у = ах + Ь.

Полученные трендовые модели обеспечивают возможность экстраполяции выявленных зависимостей на планируемые моменты времени выполнения упражнений различной интенсивности с целью получения прогнозных показателей времени, необходимого для восстановления после нагрузки.

6. На основании анализа полученных в предварительных исследованиях результатов были разработаны комплексы общеразвивающих упражнений с заданными свойствами по интенсивности и времени воздействия на организм, объединенные в 16 тренировочных заданий методом круговой тренировки.

7. Доказано, что применение разработанной методики нормирования двигательного режима позволяет обеспечить должный тренировочный эффект физических нагрузок в процессе физического воспитания учащейся молодежи.

На основании данных педагогического эксперимента установлено, что в экспериментальных группах были зарегистрированы достоверно более высокие результаты в тестах, отражающих уровень развития выносливости, по сравнению с результатами испытуемых контрольных группы.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

(фамилия Брыжинская изменена на Данилову на основании свидетельства о браке)

1. Брыжинская, Н.В. Валеологическое образование в профилактике

заболеваний студенток в процессе физического воспитания / Н.В. Брыжинская, H.H. Ларина // Физическое воспитание детей и молодежи: сборник статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции «37-е Евсевьевские чтения» / Под ред. В.А. Петрова, В.П. Романова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2001. - С. 19-22 (авт. - 2 п.с.).

2. Данилова, Н.В. Профессиональная подготовка студентов и методы реабилитации от негативного воздействия учебной деятельности / Н.В. Данилова, И.В. Муратова // Актуальные проблемы теории и практики кооперативного движения: материалы Международной научной конференции / Под общ. ред. P.A. Москвитиной; Поволж. кооп. ин-т Центросоюза РФ. -Энгельс: Регион, инф.-изд. центр ПКИ, 2005. - С. 264-268 (авт. - 3 п.с.).

3. Данилова, Н.В. Оценка физического развития. Тестирование студентов/ Н. В. Данилова, И.В. Муратова // Потребительская кооперация: эволюция, история и современность: Сборник научных трудов / Поволж. кооп. ин-т РУК. -Энгельс, 2006.-С. 165-167 (авт.-2 п.с.).

4. Данилова, Н.В. Формирование здорового образа жизни студентов вуза: методические рекомендации / Н.В. Данилова / Саран, кооп. ин-т РУК. -Саранск, 2006. - 24 с.

5. Данилова, Н.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов и научная организация труда: методические рекомендации / Н.В. Данилова / Саран, кооп. ин-т РУК. - Саранск, 2008. - 20 с.

6. Данилова, Н.В. Рациональная методика применения упражнений различной направленности в процессе физического воспитания студентов ВУЗов / Н.В. Данилова, В.А. Черенко // Вестник спортивной науки. - 2009. -№ 1 - С. 68-71 (авт.-2п.с.).

7. Данилова, Н.В. Рациональный двигательный режим - эффективное средство физического совершенствования молодежи / Н.В. Данилова // Интеграция науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции (Саранск, 8 апр. 2010 г.): В 2 ч. Ч. 2 / Редкол.: Б.Ф. Кевбрин, Е.Г. Кузнецова, Е.В. Зотова, С.Н. Девятаева (отв. ред.) и др.; Саран, кооп. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 301 - 305.

Данилова Н.В.

НОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (Автореферат)

Издательство ВНИИФК, 105005, Москва, Елизаветинский переулок, 10 ЛР № ИД-04753 от 8 мая 2001 года

Загрузка...
Реферун » Педагогика
» Темы дипломов по педагогике
» Темы курсовых работ по педагогике
» Темы рефератов по педагогике
» Темы авторефератов диссертаций по педагогике
» Темы докладов по педагогике

Реферун » Спорт и туризм
» Темы дипломов по спорту и туризму
» Темы курсовых работ по спорту и туризму
» Темы рефератов по спорту и туризму
» Темы авторефератов диссертаций по спорту и туризму
» Темы докладов по спорту и туризму
Поделиться с друзьями:
info-button
  • Похожие темы дипломов
  • Характеристика оздоровительной направленности физического воспитания студентов
  • Философские, социальные и психолого-педагогические основания формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания
  • Социальная среда и состояние здоровья детей младшего школьного возраста
  • Некоторые проблемы и пути оптимизации индивидуально-дифференцированого подхода в физическом воспитании студентов гуманитарных ВУЗов
ООО "Электронный библиограф"
ОГРН 1127847469210
Эл. почта:
Присоединяйтесь к нам:
  • Facebook
  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Google+

Смягчающие и отшелушивающие мази от псориаза, Правильный педикюр с грибком, Уфнии глазных болезней авроры 14график работы, Чернослив при сахарном диабете за и против, Можно ли давать мандарины ребенку с заболеванием поджелудочной железы