× Уважаемые читатели! Сайт отображается в мобильной версии. Для отображения полной версии сайта необходимо открыть сайт в окне шириною не менее 1024 пикселей.
Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере

Забыли пароль?
Авторизоваться через социальные сети
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Twitter
Livejournal
Яндекс
Liveinternet
OpenID
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Мой Мир@Mail.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
.livejournal.com
@yandex.ru
@mail.ru
liveinternet.ru/users/
.blogspot.com
OpenID:
Регистрация

Логин
Имя
Фамилия
E-mail
Пароль

Подтвердите пароль

Введите код с картинки
Войти на сайт Регистрация Забыли пароль?
Скрыть навигацию

Законодательные основы в области профилактики потребления наркотиков и борьбы с наркопреступностью

Законодательные основы в области профилактики потребления наркотиков и борьбы с наркопреступностью
24.05.2013 16:11:00
Автор: Рафаил Зинуров (zinurov)

Проблема борьбы с распро­странением нар­котиков и нарко­мании переросла ведомственные и государственные границы и стала, без всякого со­мнения, одной из глобальных про­блем для всего человечества. Распространение наркомании и связанных с нею преступлений, немедицинское потребление наркотиков, ко­торые приняли опасные масштабы, представ­ляют серьезную угрозу здоровью и генофон­ду нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Преступления и правонарушения в этой сфере приобретают все более массовый характер. Если 10 - 15 лет на­зад преступления, связанные с наркотиками, были зарегистрированы только в крупных го­родах Башкортостана, то, начиная с 2000 года, они отмечаются во всех городах и районах ре­спублики.

Социология и медицина неопровержимо доказывают, что распространение и расши­рение наркомании и алкоголизма в обществе обратно пропорциональны уровню его матери­ального благополучия. Несмотря на принимаемые в республике существенные меры по повышению уровня жиз­ни граждан, наблюдается рост числа лиц, находящихся в наркотической, алкогольной и никотиновой зависимости.

Основные причины распространения наркомании заключаются в социальной не­стабильности в стране, порождающей устой­чивый страх безработицы и бытового пес­симизма. Недостаточный уровень жизни, инфляция, рост цен и тарифов отри­цательно действуют на социальные ожидания в обществе. Именно поэтому оздоровление со­циальной жизни наших граждан должно стать одной из важнейших задач государственных органов всех уровней, органов местного само­управления, общественности.

Масштабы, темпы и последствия распро­странения наркомании представляют собой глобальную угрозу не только здоровью и благополучию населения, но и в целом национальной безопасности страны, поскольку затрагивают практически все сферы жизнедеятельности государства и общества. Уверен, в ходе работы научно-практической конференции специалисты не раз обратят внимание на статистические данные, доказывающие данный тезис.

Причем, есть основания считать, что ситуация вы­глядит еще тревожнее, чем показатели стати­стики. По оценкам специалистов, количество лиц, потребляющих наркотики, в республике колеблется от 50 до 100 тысяч человек. Экс­перты же утверждают, что каждый наркоман может вовлекать в потребление наркотиков от 13 до 15 человек в год. И, естественно, особое беспокойство вызывает рост числа употребляющих наркотики среди детей и подростков, в том числе и среди детей до 14 лет. Известный факт, что продолжительность жизни наркоманов по­сле начала употребления наркотиков составляет 4 - 4,5 года, а большинство хронических наркоманов не доживает до 30 лет.

С увеличением числа потребителей нар­котиков напрямую связан рост заражения ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом и дру­гими сопутствующими болезнями. По данным Министерства здравоохранения Республи­ки Башкортостан, 70 процентов из вновь выявленных наркобольных являются носителями ВИЧ-инфекции. Наблюдается рост числа ВИЧ-инфицированных беременных женщин. С ростом наркотизации продолжается распро­странение ВИЧ-инфекции среди молодежи.

Вызывает тревогу, прежде всего, то, что наркотики становятся все более доступными для молодежи и на наркорынок выбрасывают­ся все возрастающие объемы новых наркоти­ческих веществ, в том числе мощного разру­шительного действия.

Наркомания и алкоголизм негативно влияют на развитие криминогенной обстанов­ки в республике. Правоохранительными орга­нами республики постоянно выявляется большое количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. К уголовной ответственности привлекаются тысячи человек. Ко­личество преступлений, связанных с незакон­ным оборотом наркотиков, постоянно растет. Просматривается тенденция роста имущественных преступле­ний с целью получения средств для приобре­тения наркотиков. Увеличилось незаконное изготовление и хранение наркотиков с целью их сбыта. Из незаконного оборота изымаются сотни килограммов наркотических средств и психотроп­ных веществ.

Одним их основных условий, способ­ствующих распространению наркомании, яв­ляется отсутствие должного воспитания детей и молодежи, квалифицированной пропаганды, недостатки государственной системы лечения и реабилитации больных наркоманией, алко­голизмом и никотиновой зависимостью.

Осознание сложности рассматриваемой проблемы и ответственности органов государ­ственной власти нашей республики в ее реше­нии привели к осуществлению целого комплек­са мероприятий, направленных на поддержку и оздоровление жизни наших сограждан, се­мьи и подрастающего поколения. Активизи­ровалась разъяснительная работа среди на­селения. Сложилась четкая система организации соревнований разного уровня, олимпиад, фестивалей, конкурсов и других массовых акций, направлен­ных на приобщение детей к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни. Создают­ся новые центры социально-психологической помощи семье, детям и молодежи в городах и районах республики.

Важным направлением работы по про­филактике наркомании среди несовершенно­летних и молодежи остаются методы и средс­тва физической культуры, спорта и туризма. Сохранена и расширяется система детских и подростковых клубов и объединений. Растет количество спортивных школ, клубов, центров, станций и секций. Заметно активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов по социально-гуманитарным вопросам и законодательству. Действует Республиканская целевая программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 – 2014 годы.  Указом Президента Республики Баш­кортостан от 16 августа 2010 года № УП-496 об­разована новая антинаркотическая комиссия Республики Башкортостан. Работают межведомственные комиссии по борьбе с преступ­ностью, профилактике правонарушений, по проблемам предупреждения рас­пространения ВИЧ-инфекции. Аналогичные комплексные программы приняты в районах и городах республики.

Все приведенные факты свидетельствуют о том, что в Башкортостане много делается для противодействия наркомании. Однако анализ ситуации показывает, что реального перелома еще не произошло.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие промежуточные выводы.

Действующие многочисленные програм­мы и законодательные акты недостаточно эф­фективны, так как в большинстве своем ори­ентированы на борьбу с последствиями, а не на устранение причин распространения наркома­нии. Деятельность органов государственной власти, занимающихся данной проблемой, за­частую нескоординирована и разрознена, но­сит несистемный характер. В числе основных причин слабой эффективности проводимых в республике антинаркотических мероприя­тий можно отметить неудовлетворительное финансирование федеральных и региональ­ных программ по профилактике наркомании, недостаточную численность и материально- техническое оснащение подразделений и служб, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Как правило, не задей­ствован пропагандистский потенциал поли­тических партий, общественных объединений и движений, средств массовой информации, всего гражданского общества. Хотя, в последнее время, с принятием Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 9 июня 2010 года № 690, Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года № 485 «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации», Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15 апреля 2009 года № 145 "Об утверждении Концепции информационно-пропагандистской деятельности в Республике Башкортостан "Башкортостан без наркотиков" на 2009 - 2014 годы", ситуация постепенно должна измениться в положительную сторону.

Тем не менее, необходимо констатировать, что меры уголовного и административного воздействия по противодействию наркомании используются не в полной мере. В свою оче­редь, депутаты Государственного Собрания активно используют свое право законодательной инициативы по внесению отдельных законопроектов, а также изменений и дополнений в Уголовный и Административный кодексы Российской Федерации, федеральные законы в части ужесточения наказания за преступле­ния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, вовлечением несовершенно­летних в наркоманию.

Так, реализуя право законодательной инициативы и в целях обеспечения целенаправленной государственной политики по предупреждению распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании, активизации принятия мер по преодолению их социально опасных последствий и повышению эффективности пропаганды здорового образа жизни еще в ноябре 2005 года Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «Об основах системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в Российской Федерации». Отдельные положения данного законопроекта в том или ином виде находят свое отражение в различных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Кроме того, Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан были внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого и пятого созывов инициативы по дополнению и изменению отдельных статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного Кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О наркотических средствах и психотропных веществах». В их числе дополнения и изменения в части установления административной ответственности за попустительство незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ; в части установления административной ответственности за нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ; в части организации, содержания притонов либо предоставление помещений для потребления наркотических средств или психотропных веществ. В качестве примера ниже приведены отдельные тезисы данных инициатив:

- установление ответственности должностных и юридических лиц за допущение случаев незаконного оборота или незаконного потребления наркотических средств в помещении юридического лица, что вызвано необходимостью пресечения распространения и потребления наркотиков в местах досуга молодежи;

- установление более длительного срока административного задержания, необходимость которого вызвано тем, что зачастую установление личности задержанного, находящегося в состоянии наркотического опьянения, и выяснение обстоятельств административного правонарушения в короткие сроки не представляются возможными;

- устранение пробела в праве, не позволяющего привлечь к ответственности лиц, однократно предоставивших помещение для потребления наркотиков;

- устранение практики, при которой проведение мероприятий по контролю (надзору) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не более одного раза в два года не позволяют осуществлять органами наркоконтроля возложенные на них функции в области легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также своевременно реагировать на выявленные правонарушения;

- установление нормы, при которой уничтожение наркосодержащих препаратов осуществляется государственными или муниципальными учреждениями в порядке, устанавливающимся Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Именно по пути ужесточения положе­ний уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства сле­дует идти для остановки вала наркотиков, захлестывающих нашу страну и республи­ку. Очень своевременно Государственным Собранием был принят Закон Республики Башкортостан «О профилактике алкоголиз­ма, наркомании и токсикомании в Республи­ке Башкортостан», который вступил в силу 31 июля 2005 года. Он позволил определить единую политику, предусмотрел комплекс мер по решению этой проблемы, определил конкретные задачи и полномочия государс­твенных органов, органов местного самоуп­равления, учреждений, организаций, средств массовой информации, негосударственных организаций в этой сфере.

Отдельными положениями Закона за­креплены задачи органов образования, здра­воохранения, физкультуры, соцзащиты, культуры, комиссий по делам несовершен­нолетних, средств массовой информации по предупреждению распространения алкого­лизма, наркомании и токсикомании. В частно­сти, к полномочиям органов государственной власти республики отнесены организация в регионе мониторинга алкоголизма, наркома­нии и токсикомании, обеспечение медико-­социальной реабилитации больных данного профиля, развитие сети учреждений для ока­зания специализированной помощи лицам, страдающим этими заболеваниями. Все пре­вентивные мероприятия, закрепленные законодательно, финансируются за счет республиканского бюджета.

Постоянно расширяется законодатель­ная база, регламентирующая антинаркотическую деятельность. Депутатами ежегодно принимаются Законы «О бюджете Республики Башкортостан» с приложениями, предусматривающими финансирование ре­спубликанских программ по борьбе с преступ­ностью и наркоманией. Разработан и принят новый кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, вносятся дополнения и изменения в Семейный кодекс Республики Башкортостан, целый ряд республиканских законов, касающихся пропаганды здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Уверен, что серьезный подход всех власт­ных структур, общественности, населения к решению проблем противодействия наркома­нии и распространению наркотиков даст пози­тивный импульс для поиска более эффектив­ных решений поставленных задач. Мы хорошо понимаем, что это зло можно победить только объединив усилия государственных струк­тур, всех институтов гражданского общества, постоянно и последовательно применяя ком­плексные профилактические, правовые и пре­вентивные меры. От нашей с вами активности, от качества нашей работы зависит будущее молодых поколений, а значит, и будущее всего государства.


Назад в раздел Печать
Мне нравится0
Чтобы проголосовать за материал, необходимо авторизоваться на сайте
(Нет голосов)

Tweet


Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться на сайте


i-gazeta.com

Общественная электронная газета

добавить на Яндекс

© 2011 Общественная интернет-газета Республики Башкортостан учреждена ОАО ИА «Башинформ». 
Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-50803 от 27.07.2012
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Таблетки для подавления зависимость к курению, Катаракта лечение гомеопатически, При каком недостатке витамина пучеглазие, Казнии глазных болезней г. алматы прайс лист, Почему болит с правой стороны в пояснице, Панкреатит ферменты обезболивание механизм формирования боли, С пептид при инсулиноме, Алопеция литература