Медицинский журнал

Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях

Сергей Тихомилов 18/04/2011
Медицинский журнал > Интерну + > Экстремальная медицина > Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях

В Российской Федерации развитие и совершенствование санитарно-эпидемиологической помощи населе­нию при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных стихийными бедствиями, ава­риями, техногенными катастрофами и эпидемиями, приобретают все большую актуальность. Это обусловлено возрастанием заболеваемости такими опасными инфекционными болезнями, как холера, геморрагические лихо­радки, острые вирусные кишечные и другие инфекции, кроме того, за последние десятилетия в различных регио­нах мира выделен ряд новых вирусов — возбудителей опасных инфекций.

При стихийных бедствиях — землетрясениях, наводнениях и других — прежде всего, имеют значение масштабы разрушений, размер территории затопления, количество людей, оказавшихся без крова, питьевой воды и продук­тов питания, подвергшихся воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов, что опре­деляет массовость появления инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Особую опасность представляют крупные катастрофы, сопровождающиеся массовыми поражениями, гибе­лью людей и животных, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-эпидемиологического благо­получия, значительным материальным и экономическим ущербом.

Успешная профилактика и борьба с инфекционными болезнями при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах могут проводиться только на основе единой для всей страны организационной системы, в которой должны быть предусмотрены направления деятельности специалистов клинической и профилактической меди­цины, а также мероприятия, выполняемые другими спецслужбами с учетом общих и специальных аспектов раз­вития эпидемического процесса в районах катастроф. Такой системой в настоящее время является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Научные исследования и практические мероприятия по предотвращению развития эпидемического процесса в экстремальных условиях в настоящее время выделились в самостоятельное направление — эпидемиологию ка­тастроф, являющуюся одной из составных частей медицины катастроф. Это новое направление еще не имеет точного определения, научная база его находится пока в стадии интенсивной разработки, однако практический опыт уже достаточно обширен. Область исследования и применения эпидемиологии катастроф лежит на стыке научных и практических отраслей медицины: эпидемиологии, инфекционных болезней, коммунальной гигиены, практического здравоохранения, использующего в том числе и международный опыт.

Попытаемся сформулировать определение этой отрасли медицины катастроф. Эпидемиология катастроф — самостоятельное научное направление медицины катастроф и область практической деятельности. Она изучает эпидемический процесс, проявляющийся в специфических социальных и природных условиях ЧС, разрабатывает принципы и организацию санитарно-противоэпидемического обеспечения ликвидации последствий ЧС. Эпиде­миология катастроф в своей практической деятельности осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, занимается планированием, подготовкой и проведением профилактических и противоэпидемических мероприя­тий по ликвидации медико-санитарных последствии ЧС.

Для изучения действия различных факторов ЧС применяются эпидемиологические методы. Проводится ис­следование воздействия специфических условий ЧС на здоровье человека, анализ факторов риска побочного дей­ствия окружающей среды в ЧС на здоровье и социальный статус населения, оценка эффективности различных видов санитарно-эпидемиологической помощи, мероприятий по организации санитарно-эпидемиологического надзора, направленных на восстановление состояния здоровья населения, которое было до катастрофы.

 

1. Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районах ЧС

 

В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ указано, что “санитарно-эпидемиологическое благопо­лучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятель­ности”. В ЧС это может быть достигнуто при надлежащем санитарно-противоэпидемическом обеспечении: осу­ществлении санитарно-эпидемиологического надзора за производственной деятельностью на сохранившихся объектах экономики; соблюдении санитарных норм и правил при размещении, питании, водоснабжении, банно-прачечном обслуживании населения, эвакуированного и оставшегося в зоне катастрофы; установлении медицин­ского контроля за захоронением погибших при катастрофах и умерших от инфекционных болезней и других при­чин; организации гигиенической экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды; прове­дении комплекса мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения опасных инфекци­онных заболеваний среди пострадавшего населения, а также по локализации и ликвидации возникших эпидеми­ческих очагов.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в целях предупреждения и в ходе ликвидации последствий ЧС являются:

- государственный характер санитарно-эпидемиологической службы и ее приоритетная роль в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;

- единый подход к организации противоэпидемических мероприятий с построением общей системы орга­нов управления ВСМК и санитарно-эпидемиологической службы как подсистемы РСЧС;

- постоянная готовность сил и средств санитарно-эпидемиологической службы, четкое функциональное предназначение, мобильность формирований в организации и проведении экстренных противоэпидеми­ческих мероприятий в ЧС;

-соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру и возможностям деятельности учреждений и формирований санитарно-эпидемиологической службы;

-дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

-взаимодействие учреждений и формирований санитарно-эпидемиологической службы с аналогичными подразделениями других министерств и ведомств.

 

2. Цели и задачи санитарно-эпидемиологической службы в ЧС

 

Цели санитарно-эпидемиологической службы в ЧС — организация, управление и осуществление противо­эпидемического обеспечения в зоне ЧС и в районах временного размещения эвакуированного населения. Поставленные цели достигаются решением комплекса задач на соответствующем уровне.

А. Задачи на федеральном уровне:

- разработка и внедрение принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния биологических факторов окружающей среды и ЧС;

-наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Рос­сийской Федерации;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безо­пасности и охраны здоровья населения;

-организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических ме­роприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности;

- руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- наблюдение за вирулентностью возбудителей опасных инфекционных заболеваний, уровнем и динами­кой специфического иммунитета у наиболее уязвимых групп населения;

- использование международного опыта в предупреждении и ликвидации эпидемиологических последст­вий ЧС.

 

Б. Задачи на региональном уровне:

 

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием аварийно-опасных объектов;

- научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиени­ческого воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиологической разведки, новых направлений по ликвидации эпидемических очагов;

- взаимодействие органов, учреждений и формирований служб медицины катастроф различных мини­стерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении противоэпидемических мероприятий;

-совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке;

-разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе касающихся поведения пострадавших при возникнове­нии эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами, организации лечения инфекционных больных на этапах эвакуации;

-контроль за исполнением санитарного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слежении за содержанием микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;

-рациональное использование сил и средств санитарно-эпидемиологической службы в РСЧС, располо­женных в регионе, их своевременное маневрирование при оказании помощи инфекционным больным и проведении противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;

-организация и участие в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, формирование резервов санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических средств.

В.  Задачи на территориальном уровне:

- разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отхо­дов, снижению уровня заболеваемости опасными инфекциями и усилению охраны пострадавшей терри­тории от завоза и распространения опасных инфекционных заболеваний;

- внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицинской эвакуации усиленно­го противоэпидемического режима, а при появлении особо опасных инфекционных заболеваний — стро­гого противоэпидемического режима;

- постоянный контроль за уровнем инфекционной заболеваемости, динамикой специфического и неспеци­фического иммунитета, реализацией мероприятий по усилению иммунной защиты населения;

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки и индикации биологических агентов, наблюдения и лабораторного контроля на объектах и в коллективах, неблагополучных по инфекционным заболеваниям;

- выработка рекомендаций по противоэпидемическому режиму на объектах экономики, обеззараживанию территории, помещений, транспорта в зависимости от вида возбудителя инфекционного заболевания;

- контроль за полнотой и качеством дезинфекционных мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами, за соблюдением противоэпидемического режима при эвакуации населения и больных;

- регулярная подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской по­мощи по вопросам особенностей инфекционной патологии в экстремальных ситуациях;

- создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного обо­рудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного имущества;

- проведение изоляционно-ограничительных и режимно-карантинных мероприятий при угрозе и после по­явления очагов опасных инфекционных заболеваний.

Г. Задачи на местном уровне:

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;

- своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях ужесточенного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима;

- целенаправленная работа кабинетов инфекционных заболеваний, клинико-диагностических и бактерио­логических лабораторий при проведении массовых исследований по эпидемическим показаниям;

- обучение населения способам защиты от инфекционных болезней и поведению в очагах массовых ин­фекционных заболеваний;

- проведение экстренной (общей и специальной) и специфической профилактики по эпидемическим пока­заниям;

- выявление, изоляция и госпитализация больных, диагностика и лечение инфекционных больных, соблю­дение правил выписки реконвалесцентов, наблюдение за переболевшими и имевшими контакт с больными, а также захоронение умерших.

Д. Задачи на объектовом уровне:

- характеристика учреждений здравоохранения административной территории и анализ их возможностей по организации работы в условиях прогнозируемой санитарно-эпидемической обстановки;

- характеристика объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты пищевой промышленности и водо­снабжения; канализационные сети и отстойники);

— характеристика населения региона, анализ его восприимчивости к заболеваниям в условиях прогнози­руемой санитарно-эпидемиологической обстановки при ЧС;

- краткая характеристика и основные задачи объекта при угрозе возникновения и непосредственно в ходе ликвидации последствий ЧС;

- привлечение сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов вы­полняемых мероприятий (например, лабораторных исследований или обследований эпидемических оча­гов в лагерях беженцев и др.);

- организация защиты персонала, материальных средств и особенно уникального оборудования, а также лабораторных животных, использование всех способов защиты (укрытие в защитных сооружениях, эва­куация, применение средств индивидуальной защиты, в т.ч. и медицинских) с учетом прогнозируемой обстановки;

- организация перевода объекта на режим работы в условиях ЧС;

- организация снабжения медицинским и специальным имуществом подразделений объекта и созданных на его базе формирований;

- организация материально-технического и транспортного обеспечения объекта (формирований);

- организация работы функциональных подразделений объекта и формирований;

- организация управления и связи, определение порядка представления донесений и обмена информацией.

 

3. Медико-санитарная характеристика эпидемических очагов

3.1. Особенности эпидемических очагов и эпидемического процесса в ЧС

В районах стихийных бедствий и других ЧС эпидемическим очагом следует считать место пребывания источника инфекции (пораженного, больного) и окружающую его территорию, в пределах которой возможно распространение возбудителей болезней, обусловленное соответствующими механизмами передачи.

Факторами ЧС, способствующими значительному распространению инфекционных заболеваний, являются:

-массовость (тотальность) поражений неинфекционной природы, ослабляющих защитные функции орга­низма;

-наличие комбинированных поражений (травма и инфекционное заболевание, облучение и ожоги, хими­ческие поражения и др.);

- резкое ухудшение санитарно-гигиенической обстановки;

- изменение иммунного статуса, что в свою очередь создает условия для возникновения заболеваний, вы­званных не только высоковирулентными, но и условно-патогенными микроорганизмами, а также облигатными паразитами при малой инфицирующей дозе;

- дезорганизация социальных структур (частичный или полный выход из строя водоснабжения, канализа­ции, очистки территории населенного пункта, разрушение жилого фонда);

- нарушение экосистемы (радиоактивное или химическое загрязнение, смыв нечистот и др.; массовое раз­множение грызунов, эпизоотии, активизация природных очагов и т.д.);

- стрессовые состояния;

- интенсивные миграционные процессы;

-нарушение деятельности территориальных лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических  учреждений.

Динамика возникновения и установление границы эпидемического очага определяются 4 факторами:

- наличием инфекционных больных среди пострадавшего населения и возможностью распространения ими возбудителей;

-наличием пораженных, нуждающихся в госпитализации, оцениваемых с точки зрения риска заражения;

-наличием здорового населения, контактировавшего с инфекционными больными, которые по этой при­чине нуждаются в обсервации;

-внешней средой, представляющей инфекционную опасность.

При разнообразной инфекционной патологии срок активности эпидемического очага не определяется только максимальным инкубационным периодом распространившейся инфекционной болезни. При заболевании людей с низкой манифестностью второй пик распространения инфекции может возникнуть через 2-3 инкубационных периода после первого. Это происходит за счет передачи возбудителя лицами, у которых инфекция протекала в бессимптомной форме. Поэтому при определении времени действия эпидемического очага необходимо учитывать наличие носителей.

Медико-санитарная характеристика эпидемического очага в районах стихийных бедствий и крупных техногенных катастроф имеет следующие особенности:

  • Массовое заражение людей и формирование множественных эпидемических очагов за счет активизации механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах катастроф;
  • Длительное сохранение очага (особенно природно-очаговых инфекций) за счет продолжительности за­ражающего действия невыявленных источников;
  • Сокращение инкубационного периода в результате постоянного контакта с невыявленными источника­ми инфекции, снижения резистентности и большой инфицирующей дозы возбудителя;
  • Отсутствие зашиты населения и пораженных от контакта с заразными больными в связи с несвоевре­менностью изоляции инфекционных больных и их лечения;
  • Наличие различных клинических форм инфекционных болезней и несвоевременность диагностики.

Смена географических ландшафтов при землетрясениях, катастрофических затоплениях, других природных явлениях изменяет ареал распространения возбудителей, границы природных очагов. При техногенных катастрофах в связи с ухудшением социально-бытовых условий проживания людей также могут возникнуть различные эпидемические ситуации. Природные явления и техногенные катастрофы способствуют размножению грызунов, мух, других насекомых — источников и переносчиков возбудителей инфекции. Все это обусловливает специфику эпидемического процесса в ЧС. Прежде всего, это касается первого звена эпидемического процесса — источника инфекции, который принято называть объектом; он служит местом естественной жизнедеятельности, т.е. обита­ния, размножения и накопления возбудителя. В зонах катастроф источник заражения установить трудно, так как меняются формы сохранения возбудителя, места жизнедеятельности объекта, расширяется ареал его обитания и т.д. Одновременно могут возникнуть несколько эпидемических очагов разной нозологической формы. Знание этих особенностей позволяет представить эпидемиологическую обстановку и дать медико-тактическую характе­ристику возможных эпидемических очагов в зонах бедствия.

Процесс передачи инфекции будет сохраняться м действовать в очаге в течение срока выживаемости возбу­дителя во внешней среде и при наличии инфекционных больных среди пострадавшего населения. На интенсив­ность распространения инфекционных болезней существенное влияние окажут степень коммунально-бытового обустройства и санитарно-гигиенические условия жизни людей в зоне катастроф и местах размещения эвакуиро­ванного населения. Кроме того, неодинаковая заболеваемость в разных группах населения объясняется тем, что они подвергаются различной степени риска заражения. Восприимчивость организма человека к инфекции в экс­тремальных ситуациях также имеет свои особенности. При стрессовых состояниях восприимчивость к инфекции повышается, так как снижается иммунологический статус, особенно у детей. Преимущественно детская заболе­ваемость скарлатиной, дифтерией, дизентерией и другими инфекциями объясняется снижением напряженности иммунитета. Инфекционная заболеваемость может появиться при завозе возбудителей спасателями, прибывшими на территорию, свободную от данной инфекционной формы, а также при активизации очагов эндемических болезней.

В результате серьезных нарушений условий жизни населения в районах катастроф резко обостряется эпиде­мическая ситуация по кишечным инфекциям, в том числе по брюшному тифу, паратифам, вирусным гепатитам, дизентерии и сальмонеллезам. К числу потенциальных эпидемических болезней в районах разрушений могут быть отнесены холера, вирусный гастроэнтерит, природно-очаговые и другие заболевания.

Скученность людей в различных местах временного проживания (в палаточных городках, землянках и др.) будет способствовать интенсивному распространению респираторных инфекций. Особую опасность в этом от-ношении представляют паразитарные тифы, менингококковая инфекция, вирусная пневмония, дифтерия, гемор­рагические лихорадки и некоторые другие инфекции.

Перечисленные выше особенности определяют специфику организации мероприятий по локализации и лик­видации эпидемических очагов.

3.2. Оценка санитарно-зпидемиологической обстановки в зонах катастроф и методика ее проведения

Прежде чем давать оценку санэпидобстановки в зонах катастроф, необходимо четко представлять специфи­ку методов оценки эпидемической ситуации и условий работы в ЧС, как это представлено в табл. 1.

Уровень эпидемического неблагополучия в зоне ЧС необходимо оценивать по 6 основным критериям:

а) риску заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавшего населения;

б) угрозе появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний разной этиологии за счет «фактора перемешивания»;

в) возможному социальному и экономическому ущербу;

г) появлению инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая препятствует своевременной эвакуации больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;

д) невозможности для региональных (территориальных) органов полностью справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или недостатка технического или специально подготовленного персо­нала, а также необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вакцины, лабораторно-дианостические материалы, средства борьбы с насекомыми, дезинфекционные средства и др.);

е) опасности передачи инфекции за пределы зоны ЧС.

По прибытии в зону катастрофы специалисты санитарно-эпидемиологической службы обязаны тщательно провести эпидемиологическое расследование, чтобы определить состояние эпидемического процесса, деть про­гноз вероятности его развития, установить характер возможного возбудителя, пути его передачи и направление дальнейшего развития эпидемии.

Эпидемиологическая диагностика в районах катастроф базируется на ретроспективном и оперативном эпи­демиологическом анализе и обследовании эпидемических очагов.

Порядок эпидемиологического обследования очага включает следующие мероприятия:

- анализ динамики и структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам;

- уточнение эпидемиологической обстановки среди населения, оставшегося в зоне катастрофы и в местах его временного размещения в случае эвакуации;

- опрос и обследование больных и здоровых;

-визуальное и лабораторное обследование внешней среды;

-определение объектов экономики, ухудшающих санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обста­новку в очаге бедствия и в примыкающих районах в результате разрушения сооружений, производствен­ных и жилых зданий, повреждения систем водоснабжения и канализации, загрязнения окружающей сре­ды;

- опрос медицинских (ветеринарных) работников, представителей местного населения; обследование са­нитарного состояния населенных пунктов, источников воды, коммунальных и пищевых объектов и др.;

-обработка собранных материалов и установление причинно-следственных связей в соответствии с имеющимися данными о типе эпидемии при данной инфекции.

Основным методом оценки эпидемиологической обстановки в районе катастрофы является санитарно-эпидемиологическая разведка. В ходе ее проведения выявляются: характер инфекционной заболеваемости среди населения, эпизоотий среди домашних и синантропных грызунов; наличие природных очагов инфекционных за­болеваний и их активность; состояние эпидемически важных объектов в зоне ЧС; санитарное состояние мест размещения пострадавшего населения (беженцев); система сбора и удаления нечистот, мусора и отходов; органи­зация водоснабжения, питания и др.; наличие переносчиков инфекционных заболеваний; система организации противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения и спасателей.

На основе полученных данных санитарно-эпидемиологическое состояние оценивают как благополучное, не­устойчивое, неблагополучное, чрезвычайное.

Благополучное состояние:

1) наличие инфекционных заболеваний среди населения (за исключением заболе­ваний чумой, холерой, желтой лихорадкой или заболеваний, необычных для данной местности), не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания;

2) такое состояние эпизоотической (энзоотической) обстановки, которое не представляет опасности для населе­ния и формирований спасателей;

3) отсутствие условий для широкого распространения инфекционных заболева­ний (удовлетворительное санитарное состояние территорий, объектов водоснабжения, коммунальная благоустро­енность, качественное проведение всего комплекса противоэпидемических мероприятий);

4) отсутствие в сосед­них районах массовых инфекционных заболеваний среди населения, а имеющиеся единичные заболевания не представляют в существующих условиях непосредственной опасности для населения.

Неустойчивое состояние:

1) возникновение отдельных, не регистрировавшихся ранее инфекционных забо­леваний, незначительное повышение спорадического уровня инфекционной заболеваемости или появление от­дельных групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению при удовлетворительном сани­тарном состоянии территории, объектов питания и водоснабжения, коммунальной благоустроенности и качест­венном проведении всего комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению;

2) отсутствие ин­фекционной заболеваемости, за исключением спорадической, при наличии эпизоотических (энзоотических) очагов зоонозных инфекций, могущих представлять угрозу для пострадавшего населения и подразделений спасате­лей, и (или) при неудовлетворительном санитарном состоянии территории, объектов водоснабжения, коммуналь­ной неблагоустроенности, низком качестве проведения профилактических и противоэпидемических мероприя­тий;

3) наличие очагов инфекционных заболевании без выраженного развития эпидемии;

4) расположение района ЧС в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.

Неблагополучное состояние:

1) появление групповых опасных инфекционных заболеваний в зоне бедствия или очагов чумы, холеры, желтой лихорадки, геморрагических лихорадок (Ласса, Марбурга, Эбола) на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения (неудовлетворительное санитарное со­стояние территории, объектов водоснабжения, коммунальная неблагоустроенность и низкое качество проведения всего комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению);

2) возникновение единичных заболева­ний особо опасными инфекциями.

Чрезвычайное состояние:

1) нарастание числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения в короткий срок;

2) групповые заболевания особо опасными инфекциями;

3) активизация природных очагов чумы, туляремии и появление заболеваний ими среди людей.

3.3. Расчет санитарных потерь в эпидемических очагах

Исходя из характеристики эпидемического очага в зонах ЧС, санитарные потери среди населения в очаге инфекционных заболеваний будут зависеть от своевременности и полноты проведения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Под санитарными потерями в эпидемическом очаге понимается число заболевших вследствие распростра­нения инфекции людей в ходе развития эпидемического процесса. В зонах стихийных бедствий и техногенных катастроф величина санитарных потерь среди населения в очаге инфекционных заболеваний будет зависеть от механизма передачи инфекции.

При оперативных расчетах потери населения в районах ЧС и техногенных катастроф можно определить по следующей формуле:

Сп = К • И • (1-Н) • (1-р) • Е, где:

Сп — санитарные потери среди населения (чел.); К — численность зараженного и контактировавшего насе­ления (чел.); И — контагиозный индекс; Н — коэффициент неспецифической защиты; р — коэффициент специ­фической защиты (коэффициент иммунности); Е — коэффициент экстренной профилактики (антибиотикопрофилактика).

Величина «К» зависит от инфекционной нозоформы эпидемического очага. При высококонтагиозных ин­фекциях 50% населения, оказавшегося в зоне катастрофы, подвергается заражению. При контагиозных и мало-контагиозных инфекциях заражение может составить 10-20% от общего числа людей.

Контагиозный индекс “И” — это численное выражение возможности заболевания при первичном инфицировании каким-либо определенным возбудителем. Он составляет: для бубонной чумы, дифтерии, менингококковой инфекции, бруцеллеза — 0,2; для сибирской язвы, брюшного тифа, вирусного гепатита А — 0,4; для туляре­мии, Ку-лихорадки, клещевого энцефалита, сыпного тифа — 0,5; для сапа, мелиоидоза, пситтакоза, холеры — 0,6; для геморрагических лихорадок — 0,7; для скарлатины, кори — 0,75; для легочной чумы — 0,8. Контагиозный индекс при других контактных инфекциях будет приблизительно равен 0,5-0,6.

Коэффициент неспецифической защиты «Н» зависит от своевременности проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и может составить при отличной санитарно-противоэпидемической подготовке населения 0,9, при хорошей — 0,7, при удовлетворительной — 0,5, при не­удовлетворительной — 0,2. В зоне катастрофы биологически опасного объекта коэффициент «Н» будет равен 0,1.

Коэффициент специфической защиты «р» учитывает эффективность различных вакцин и составляет: при дифтерии, кори — 0,65; при Ку-лихорадке, туляремии, сыпном тифе, вирусном гепатите А, менингококковой ин­фекции, скарлатине — 0,55; при легочной чуме, холере, сибирской язве, брюшном тифе — 0,5; при бруцеллезе, геморрагических лихорадках — 0,75; при сапе, мелиоидозе, пситтакозе, клещевом энцефалите, бубонной чуме — 0,8. Если же тип эпидемической вспышки не установлен и не проводилась иммунизация населения, то коэффици­ент иммунности равен 0,5.

Коэффициент экстренной профилактики «Е» соответствует защите антибиотиками от данного возбудителя болезни. Значение этого коэффициента составляет: при холере — 0,2; при бубонной чуме, геморрагических ли­хорадках — 0,3; при брюшном тифе, вирусном гепатите А — 0,4; легочной чуме, туляремии, Ку-лихорадке, ме-виигококковой инфекции, дифтерии, сибирской язве — 0,5; при сыпном тифе, клещевом энцефалите — 0,6; при бруцеллезе, мелиоидозе, скарлатине — 0,75; при псиггакозе, сапе — 0,9. Если же экстренная профилактика не проводилась, коэффициент равен 1,0.

По указанной формуле был проведен расчет санитарных потерь по холере в одной из Северокавказских рес­публик, где проживает примерно 1800 000 человек. Предположили, что 15% населения (270 000 человек) может контактировать с больными холерой и вибрионосителями. Контагиозный индекс составляет 0,6. При не­удовлетворительном санитарном состоянии населенных пунктов, отсутствии канализации и плохом водоснабже­нии питьевой водой, при плохой санитарно-эпидемиологической подготовке населения (0,2), без специфической вакцинации (0,5), но при проведении  антибиотикопрофилактики (0,2) санитарные потери в республике, согласно расчету по формуле, могут составить:

Сп = 270 000 х 0,6 х (1- 0,2)х(1- 0,5) х 0,2= 12 960 чел.

Сп=12 960+1 200

Прогноз санитарных потерь по холере в республике, составленный  в начале развития вспышки, оправ­дался: с июня по октябрь холерой и острыми ми кишечными заболеваниями заболело 11 600 человек.

4. Организационная структура санитарно-эпидемиологической службы как функциональной подсистемы РСЧС

Органы, учреждения и формирования госсанэпидслужбы при организации и проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах катастроф руководствуются Положением о функ­циональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (1996 г.). Использование сил и средств государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется с учетом конкретных ус­ловий, сложившихся в районе катастроф, и их влияния на динамику санитарно-эпидемиологической обстановки.

Для противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения в зове бедствия и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС привлекаются органы и учреждения госсанэпидслужбы Российской Федерации, куда входят Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России, санитарно-эпидемиологическая и медицинская служ­бы МО, МВД, других министерств и ведомств, а также создаваемые на их базе специализированные санитарно-эпидемиологические формирования, которые являются составной частью сил и средств ВСМК. Основная задача санитарно-эпидемиологических формирований — организация и проведение противоэпидемических и профилак­тических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне ЧС.

Подсистема РСЧС надзора за санэпидобстановкой слагается из сил и средств различных министерств и ве­домств на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

На федеральном уровне подсистема объединяет органы в учреждения госсанэпидслужбы, куда входят ве­домственные службы центрального подчинения. Организационно-методическую функцию выполняют Департа­мент госсанэпиднадзора Минздрава России и Главный государственный санитарный врач Российской Федера­ции.

На региональном уровне основой эффективного функционирования подсистемы являются научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля, центры госсанэпиднадзора на транспорте и др.

На региональном уровне при использовании учреждений и формирований ВСМК координатором организа­ции и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий является Главный государственный санитар­ный врач (главный врач центра госсанэпиднадзора) административной территории.

Порядок создания формирований госсанэпидслужбы и функции ее органов и учреждений в условиях ЧС оп­ределяются приказами Минздрава России.

На территориальном уровне основой функционирования подсистемы являются центры госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения и автономных образованиях. Центры госсан­эпиднадзора создают силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на данной территории, координа­цию деятельности которых осуществляют органы управления субьектов Российской Федерации (санитарно-противоэпидемические комиссии).

На местном уровне функционирование подсистемы обеспечивают центры госсанэпиднадзора в городах и районах.

Руководство и координацию осуществляют санитарно-противоэпидемические комиссии (СПК) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок функционирования территориальных подсис­тем и их элементов определяется положениями, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти.

На объектовом уровне подсистема имеет ведомственный характер, определяющий ответственность лабора­торий и служб за ее функционирование.

Система информации подсистемы на всех уровнях сопрягается с общей информационно-управляющей сис­темой РСЧС и информационной системой ВСМК.

Профиль, задачи, состав и направление деятельности, принципиальная схема взаимодействия органов, уч­реждений и формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы в ЧС определяются соответ­ствующими положениями, утверждёнными Минздравом России и другими заинтересованными ведомствами.

На санитарно-эпидемиологические формирования возложены следующие задачи:

1. В режиме повседневной деятельности:

- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направлен­ных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;

- поддержание высокой эпидготовности санэпидслужбы, включающее плановую подготовку и совершен­ствование обучения специалистов, проведение тренировочных занятий и учений, обучение населения способам защиты от инфекционных болезней, создание и поддержание специальных финансовых фон­дов, необходимого резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диаг­ностических и иммунобиологических препаратов, питательных сред, дезсредств и другого имущества, обеспечение их своевременной замены и пополнения.

2. В режиме повышенной готовности

- усиление наблюдения за эпидситуацией;

- направление при необходимости групп экспертов для проведения оценки эпидситуации и выработки предложений по объему а характеру необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- выработка предложений по нормализации эпидситуации;

- усиление дежурно-диспетчерской службы,

- прогнозирование возможности возникновения эпидемии;

- принятие мер по защите населения;

- повышение готовности сил и средств госсанэпидслужбы для ликвидации эпидемического очага;

- уточнение планов;

- выдвижение при необходимости сил и средств в районы предполагаемых действий.

3. В чрезвычайном режиме:

- организация защиты населения;

- выдвижение сил и средств в районы ЧС для проведения работ;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Основными формированиями, предназначенными для организации санитарно-гигиенических и противоэпи­демических мероприятий в районах катастроф и эпидемических очагов, являются:

- группы эпидемиологической разведки (ГЭР);

- санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) — радиологическая, эпидемиологическая, санитарно-гигиеническая (токсикологическая);

- санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);

- специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);

- группы экспертов.

Территориальная госсанэпидслужба создает бригады постоянной готовности (быстрого реагирования), ко­торые могут входить в состав СЭО. Количество и профиль этих формирований определяются руководителем санитарно-эпидемиологической службы, исходя из масштабов катастрофы, характера эпидемического очага, эко­номических, климато-географических, экологических и других особенностей территории.

Основными формированиями быстрого реагирования являются СПЭБ. Эти бригады постоянной готовности предназначены для оперативного изучения и оценки эпидемической ситуации, организации и обеспечения проти­воэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге.

СПЭБ создаются на базе противочумных институтов и станций из числа высококвалифицированных специа­листов. Штатная численность бригад, создаваемых на базе противочумных институтов, — 66 человек (2 брига­ды), на базе противочумных станций — 33 специалиста (1 бригада). Порядок формирования и характер деятель­ности СПЭБ определяются Методическими указаниями МУ 3.1.957-00 «Организация и проведение работы спе­циализированными противоэпидемическими бригадами в чрезвычайных ситуациях».

Основными задачами СПЭБ в районе ЧС являются:

- организация и проведение противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС и эпидемических очагах;

- оценка санитарно-эпидемиологического состояния района бедствия, а также лабораторной и госпиталь­ной баз;

- разработка комплекса экстренных профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- определение целесообразности привлечения дополнительных сил и средств с учетом создавшейся ситуа­ции;

- организация и обеспечение собственными силами и силами местных санитарно-зпидемиологических уч­реждений специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний;

- постоянный анализ и передача необходимого объема информации об эпидемиологической обстановке в ходе проведения мероприятий по ликвидации эпидемии.

На путах передвижения организованных и неорганизованных групп людей формируются санитарно-контрольные пункты (СКП) с целью создания противоэпидемических барьеров. На СКП возлагаются задачи по выявлению, изоляции и госпитализации инфекционных больных.

При осложнении эпидемической ситуации для проведения увеличивающегося объема работ в зоне ЧС могут дополнительно развертываться санитарно-эпидемиологические формирования других ведомств.

5. Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований в ЧС

Работа учреждений и формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы в зонах катастроф — это комплексная деятельность на основе взаимодействия с различными заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации, целью которой является сохранение жизни и здоровья населения, а также предупреждение, снижение и ликвидация медико-санитарных последствий ЧС. Принципиальная схема комплекса мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага и последовательного проведения мероприятий представлена на рис. 2

Основными принципами работы учреждений и формирований санитарно-гигиенического профиля (ГЭР, СЭБ, СЭО, групп экспертов и других подразделений) независимо от их ведомственной принадлежности являются:

-приближение основных сил и средств формирований непосредственно к пострадавшим контингентам населения в зонах катастроф;

-сосредоточение основных усилий на поддержании санитарно-эпидемиологического благополучия об­служиваемого населения, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за наиболее значимыми объектами жизнеобеспечения;

-постоянная готовность к автономной работе в экстремальных условиях;

-соответствие оснащения и укомплектованности формирований решаемым задачам и санитарно-эпидемиологической обстановке;

-осуществление своевременного маневра силами и средствами в зависимости от складывающейся обстановки.

По прибытии на место катастрофы руководитель и специалисты учреждения (формирования) оценивают об­становку, устанавливают связь со штабом руководства по организации аварийно-спасательных и других неот­ложных работ, докладывают вышестоящему по порядку подчиненности руководству и приступают к выполнению плана, заблаговременно разработанного в соответствии с Методическими рекомендациями для органов и учреж­дений госсанэпидслужбы России по планированию действий в функциональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановке.

Основными мероприятиями в зоне катастроф являются:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки и наблюдения;

- осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды в зоне катастрофы, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях;

- контроль за безопасностью водоснабжения и питания населения, а также спасателей;

- гигиенический и эпидемиологический анализ заболеваемости населения в зоне катастрофы (гигиеническая диагностика);

- выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

- проведение по эпидпоказателям экстренной профилактики и дезинфекции в выявленных эпидочагах;

- санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением гигиенических норм и санитарных правил;

- разработка предложений по ускоренной адаптации населения и спасателей к экстремальным условиям. коррекция их трудоспособности;

- гигиеническое воспитание населения и спасателей;

- организация материально-технического обеспечения работы специалистов госсанэпидслужбы (формиро­ваний). -

В зависимости от характера катастрофы в зоне ЧС проводятся дополнительные мероприятия.

В зоне радиационной аварии:

- получение в штабе ГОЧС данных о мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, уровне радиоак­тивного загрязнения местности;

- отбор проб и проведение соответствующих дозиметрических и радиометрических измерений;

- расчет доз облучения, которые может получить население, а также личный состав формирований (спасатели) в зоне катастрофы;

- подготовка рекомендаций по применению защитных мер (йодная профилактика, использование индивидуальных и коллективных средств защиты и т.д.);

- анализ проб питьевой воды и продуктов питания на содержание радиоактивных веществ;

- осуществление контроля за обеспечением радиационной безопасности населения и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), находящихся на радиоактивно загрязненной местности;

- контроль за проведением санитарной обработки (по показаниям) населения и спасателей.

В зоне химического загрязнения:

- участие в установлении границ и площади очага химического загрязнения, типа аварийно-опасных хими­ческих веществ (АОХВ), расчет возможных санитарных потерь;

- определение допустимого времени пребывания населения и спасателей в очаге загрязнения;

- отбор проб воздуха, продовольствия, воды, почвы и других материалов для исследования на содержание опасных химических веществ;

- разработка предложений по защите населения, спасателей от АОХВ, а также по применению средств профилактики.

При организации санитарно-эпидемиологического надзора в зонах катастроф специалисты формирований санитарно-эпидемиологического профиля имеют право в полном объеме Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требова­ния о проведении соответствующих обстановке санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении нарушений санитарных норм и правил, а также осуществлять контроль за их выполнением.

Для повышения эффективности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий необходи­мо:

- заблаговременно моделировать санитарно-эпидемиологическую ситуацию, определить факторы риска ухудшения здоровья населения и спасателей, планировать и осуществлять приоритетные оздоровитель­ные мероприятия;

-         в первые часы после катастрофы проводить углубленную санитарно-эпидемиологическую разведку с участием врачей-гигиенистов, токсикологов, радиологов, эпидемиологов, а также представителей служб жизнеобеспечения населения, имеющих опыт или подготовку к работе в экстремальных условиях.

Информационное обеспечение и управление санитарно-эпидемиологической службой в ЧС

Раннее оповещение — это передача в установленной форме сведений об обострении эпидемической ситуации, угрозе возникновения и распространения массовых заболеваний опасными инфекциями по каналам связи для учреждений и органов управления РСЧС. Оно является одной из важнейших составляющих информационного обеспечения в ЧС.

Информация об эпидемиях, неблагоприятных изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки представляется в штаб ГОЧС, который информирует вышестоящие органы управления о характере ЧС. При передаче информации представляются следующие данные:

- о факте эпидемии, ее масштабе и прогнозе развития;

- о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;

- о силах и средствах санэпидслужбы, имеющихся в очаге;

- справочные данные.

Порядок передачи информации с учетом содержания и срочности:

- экстренные уведомления и оповещения о прогнозе и факте ЧС глобального, регионального и местного масштаба и о принимаемых мерах — незамедлительно, вне зависимости от времени суток;

- срочная информация о неблагоприятном изменении обстановки и о ходе работ по их ликвидации — не позднее 2 час с момента уведомления о событии (запросы срочной справочной информации), последующие сообщения с периодичностью не более 4 ч (если время не оговорено особо);

- уведомления и оповещения о прогнозе и факте угрозы ЧС и информация по управлению силами и сред­ствами, которые не связаны с угрозой населению и не носят экстренного (срочного) характера, а также справочная информация — в течение 8 ч с момента получения (выработки) информации или получения запроса на выдачу справки;

- обобщенная информация о событиях за сутки при проведении работ по ликвидации последствий ЧС, пе­риодическая фоновая информация о биологической, химической, радиационной и гидрометеорологической обстановке не экстренного (не срочного) содержания — оперативной сводкой к 8 часам следующих суток;

- информация о состоянии промышленной и экономической безопасности и другие виды информации не экстренного (не срочного) содержания — по установленному регламенту.

Информация может передаваться в формализованном и неформализованном виде. Конкретные формы представления информации устанавливаются вышестоящим органом управления для нижестоящих органов, непосредственно подчиненных ему. Передача сообщений в неформализованном виде допускается, если сообщение содержит информацию экстренного характера или для него отсутствует установленная форма.

При представлении сообщений в формализованном виде должны быть отражены следующие вопросы:

- тип ЧС, место, масштаб, причины;

- характеристика ЧС: численность населения в зоне ЧС, число пострадавших, заболевших инфекционной болезнью, умерших (погибших), эвакуированных, подвергнутых комбинированному или сочетанному воздействию факторов ЧС;

- оказание первой медицинской помощи, госпитализация (количество человек);

- привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий ЧС;

- сведения о противоэпидемической работе: число выявленных заболевших, контактных с больными, охваченных профилактическими прививками и экстренной профилактикой, умерших, данные об установленном карантине (площадь, количество объектов или населенных пунктов), количество организованных карантинных постов, численность людей в обсервации и т.д.;

- дополнительная информация: наличие эпизоотий, территорий заражения токсическими или радиоактивными веществами, бытовыми или промышленными сточными водами, санитарно-гигиеническая характеристика мест проживания и труда, путей перемещения и медицинской эвакуации, сведения о запасах медикаментов, медимущества, прививочного материала, антисептиков и дезинфектантов, состоянии дезтехники укомплектованности специалистами и их квалификации и т.д.

Вспышки инфекционных болезней могут быть выявлены рутинными путями (эпидемиологический надзор) и, когда это оправдано, специальным дополнительным активным надзором за теми болезнями, которые представляют наибольшую потенциальную опасность.

В большинстве случаев эпидемии распознаются на уровне промежуточных медико-санитарных учреждений (районных, городских). Именно там отчеты и донесения, полученные от многочисленных диспансеров и небольших больниц, суммируются и направляются на более высокий уровень системы здравоохранения. Случаи болезни, выявленные в каждом районе, необходимо нанести на график для каждой нозологической формы и сопоставить с фоновыми данными, которые зарегистрированы в ходе повседневного эпидемиологического надзора за прошлые годы и показывают сезонные колебания (вариации заболеваемости). Необходимо определить критерии порогового уровня инфекционной заболеваемости и довести их до сведения территориальных центров госсанэпиднадзора и учреждений здравоохранения.

Эпидемиологический надзор представляет собой проведение регулярных эпидемиологических обследова­ний, направленных на выявление случаев ряда инфекционных болезней, которые с наибольшей вероятностью мо­гут вызвать крупные эпидемии в регионе. Он осуществляется в целях своевременного реагирования на изменения эпидемиологической обстановки и предупреждения распространения эпидемического процесса. Такой надзор должен быть постоянным, чтобы можно было незамедлительно исследовать подозрительные случаи для быстро­го выявления источника инфекции и оценить  возможность распространения заболевания. Кроме того, распро­страненность инфекционных болезней должна оцениваться через определенные промежутки времени с помощью многоцелевых серологических, микробиологических исследований, а также обследований с целью выявления пе­реносчиков и резервуаров инфекции.

Активный эпидемиологический надзор проводится существующими учреждениями здравоохранения и (или) центрами госсанэпиднадзора, СЭБ и должен быть ограничен перечнем болезней, представляющих особую важ­ность, или определенным отрезком времени, когда оправдано проведение специального наблюдения.

Критериями для проведения активного эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями явля­ются:

- чрезвычайная важность для органов здравоохранения;

- местная эндемичность или тесные связи с активными очагами, расположенными на территории другого региона;

- появление «новой» болезни (например, геморрагическая лихорадка Эбола) с неизвестной возможностью местной передачи;

- отсутствие или низкий уровень иммунитета у определенных групп населения;

- климатические факторы (засуха, наводнение) или социальные явления (миграция населения), которые могут способствовать передаче возбудителей инфекции.

Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в ЧС представлены на рис. 3.

Заключение

- Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, вооруженные конфликты способствуют появлению эпидеми­ческих очагов, резкому повышению уровня инфекционной заболеваемости среди пострадавшего населе­ния и определяют необходимость изменений существующих организационных форм ликвидации медико-санитарных последствий этих ЧС.

- Организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС базируются на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреж­дения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

- Для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС необходима единая для всей страны организацион­ная система ВСМК, в которой объединены специалисты лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической служб, что обеспечивает успешную профилактику и борьбу с инфекционными бо­лезнями при стихийных бедствиях и других катастрофах.

- Проявление эпидемического процесса, возникновение, формирование и структура эпидемических очагов имеют свои характерные особенности в ЧС.

- Оценка санитарно-эпидемиологической обстановки в зонах ЧС проводится на основе результатов санитарно-эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологического наблюдения, определения уровня и структуры инфекционной заболеваемости, расчета и прогнозирования санитарных потерь, эпидемиоло­гических и лабораторных исследований, оценки санитарно-гигиенического состояния территории и ус­ловий жизнедеятельности разных групп пострадавшего населения.

- В структуре противоэпидемических мероприятий важная роль принадлежит первичным противоэпиде­мическим мероприятиям. Выполнить их с должным качеством и эффективностью способны только спе­циализированные формирования санитарно-эпидемиологической службы (СЭО, СЭБ, ГЭР, СПЭБ), кото­рые необходимо в кратчайшие сроки направлять для работы в зоны ЧС.

-         Раннее оповещение об эпидемиях является важным компонентом в системе мер по обеспечению готов­ности к. локализации и ликвидации эпидемических очагов, рациональному использованию имеющихся сил и средств санитарно-эпидемиологической службы

Старший преподаватель ИвГМА  кафедры Э и ВМ П.В. Челухоев

Интересные статьи на сайте (рекомендуем прочитать!)
Организация работы больницы...
Классификация и краткая хар...
Управление обеспечением мед...

Ваш комментарий появится после проверки

Нажмите, чтобы отменить ответ.

Имя (обязательно)

Почта (обязательно, не публикуется)

Веб-сайт ( если имеется )

  • Случайная цитата

    Искусство медицины состоит из трех элементов: болезнь, больной и врач. (автор: Гипократ)

  • Лучшее на сайте

    Определение и задачи Всерос...
    Режимы функционирования Еди...
    Особенности организации ока...
  • Читайте также

    Органы управления Всероссий...
    Медико-санитарное обеспечен...
    Особенности медико-санитарн...
  • Интересное

    Организация оказания медици...
    Характеристика землетрясени...
    Организация санитарно-проти...

Барио для педикюра, Лучшие клиника пластической хирургии в ташкенте, Количество холестерина в печени трески, Малоинвазивные операции на геморрой, Лфк нарушение осанки частные задачи средства, Где в омске сдать бак посев на кишечные инфекции, Может ли из за желудка быть толчок в груди, Синусовая аритмия по экг у детей, Нелька кушать изжога