Эксоцман
на главную поиск contacts
Организации
Книги
Диссертации
Учебные программы
Интернет-программы
Интернет-ресурсы
Компьютерные программы
Интернет-конференции
Гранты, стипендии, конкурсы
Конференции, семинары
Журнальный зал
Образовательные стандарты
Словари

 
расширенный поиск

Экономика
Микроэкономика
Макроэкономика
Эконометрика
Экономическая статистика
Институциональная экономика
Экономическая история
История экономических учений
Экономика отраслевых рынков
Экономика общественного сектора
Экономика образования
Экономика труда
Экономика развития
Международная экономика
Финансовая экономика
Банки и банковская деятельность
Рынок ценных бумаг
Теория игр
Поведенческая и экспериментальная экономика
Новая политическая экономия
Экономика фирмы
Экономика и менеджмент инноваций
Социология
Методология социологии
История и теория социологии
Методы сбора и анализа социологических данных
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Cоциология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
Системная социология
Менеджмент
Общий и стратегический менеджмент
Корпоративное управление
Финансовый менеджмент
Бухгалтерский учет и аудит
Производственный менеджмент
Маркетинг
Логистика
Бизнес-информатика / информационный менеджмент
Менеджмент в социальной и неприбыльной сфере
Управление человеческими ресурсами
Международный бизнес
Управление проектами
Организационная психология
Философия
Философия науки
Логика
Этика
Эстетика
Социальная философия
Философская антропология
Философия культуры
Античная философия
Средневековая философия
Философия Нового времени
История русской философии
Феноменология
Герменевтика
Аналитическая философия
Современная философия
Философия языка
Философия образования
Философия религии
Государственное и муниципальное управление
Теория и история государственного управления
Технологии государственного управления
Государственная и муниципальная служба
Общественные финансы
Федерализм и региональное управление
Местное самоуправление и муниципальное управление
Экономика и управление сферой услуг
Взаимодействие бизнеса, общества и власти
Новое на сайте
15 февраля
Журнал "TERRA ECONOMICUS" (До 2009 г. - Экономический вестник Ростовского государственного университета), (аннотации и тексты статей): 2014. № 4.
7 февраля
Журнал "Journal of Institutional Studies" (Журнал институциональных исследований), (аннотации и тексты статей): 2014. № 4.
26 января
Laboratorium. Журнал социальных исследований (аннотации и тексты статей): 2014. № 3.
Интернет-конференция
Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности

с 16.04.07 по 15.06.07

Курение подростков как проблема охраны здоровья

Е.И.Шубочкина
 Написать комментарий  Ваш комментарий
(для участников конференции)

Табакокурение широко распространено во всех странах мира и является одной из главных причин преждевременной смерти взрослых людей от заболеваний, связанных с курением. Среди них рак легкого, полости рта, пищевода и другой локализации, сердечно-сосудистая патология, хронические заболевания легких и др. Табакокурение убивает 5млн. людей каждый год, являясь единственной и устранимой причиной.

Табакокурение широко распространено во всех странах мира и является одной из главных причин преждевременной смерти взрослых людей от заболеваний, связанных с курением. Среди них рак легкого, полости рта, пищевода и другой локализации, сердечно-сосудистая патология, хронические заболевания легких и др. Табакокурение убивает 5млн. людей каждый год, являясь единственной и устранимой причиной. Прогнозируется, что к «2020 году в развивающихся странах каждый год будет умирать более 7 миллионов людей в результате болезней, связанных с табаком, это больше, чем от малярии, травматизма и условий жизни вместе взятых» (Интернет - материалы ВОЗ, июль, 2006). Табакокурение в связи со столь большими социальными последствиями для здоровья населения является одним из важнейших направлений работы Всемирной организации здравоохранения. Вопрос ставится в альтернативной форме - табакокурение или здоровье (Всемирная Конференция по Табакокурению или Здоровью, июль, 2006, Вашингтон, США).

Вместе с тем, к курению приобщено значительное число детей и подростков во всех странах мира. Изучение образа жизни школьников в развитых странах с высоким уровнем жизни указывает на высокую распространенность вредных привычек. Обследование швейцарских школьников 12-14 лет показало, что до 80% из них рискуют стать постоянными курильщиками (авторы, год). Регулярными курильщиками являются 11% американских девочек и мальчиков, обучающихся в 7-12 классах (E.Simantov, C. Schoen and J.D. Klein, 2000). Среди литовских школьников 5-9 классов ежедневно курят до 20% (Э.Ю Гринене., 2006). Среди школьников Хорватии ежедневно курят 19,3% мальчиков и 21,3% девочек .(V. Juresa, D. Petrovic, .2005). Первый опыт курения 20-30% школьников Украины и Беларуси приобретают в младшем школьном возрасте до 10 лет. К числу постоянных курильщиков среди 13-15-летних можно отнести каждого третьего мальчика и каждую пятую девочку (Даниленко Г.М., Клыгина И.А., 2006; Застенская И.А., Лазарчик Ж.Г., Фарино Н.Ф., 2006).

Проведенное ВОЗ в России исследование «Здоровье школьников и их поведение в сфере здоровья», показало, что среди 15- летних постоянно курят 20% мальчиков и 14% девочек. Российские мальчики начинают активно курить в 14 лет; у девочек этот процесс растянут от 13 до 16 лет. Отмечено увеличение числа курящих по сравнению с 1993-1994 гг. (Журавлёва И.В., 2002). По данным Центра мониторинга вредных привычек (Е.С. Скворцова, 2001) распространенность вредных привычек, в том числе курения, за период с 1991 по 1999 годы достоверно увеличилась по средне - российским данным среди городских школьников 15-17 лет. Частота курение увеличилась среди мальчиков на 10%, среди девочек - на 7,5 %. Число курящих подростков колеблется в разных городах и выборках. Так изучение образа жизни школьников Волгограда показало, что регулярно курят 31,9% старшеклассников обоего пола (Давыденко Л.А., 2006). Обследование учащихся 15-17 лет г. Оренбурга выявило такой же процент курящих юношей и существенно меньше - 7.2% -курящих девушек (Журавлева М.С., Сетко Н.П., 2006) Высокая распространенность курения характерна для городских и сельских подростков. В республике Саха (Якутия) курят 34,2% городских и 49,2 % сельских школьников - мальчиков возрасте 10-17 лет; среди девочек 26,4% и 34.2% соответственно

Собственные данные свидетельствуют о высокой распространенности курения среди московских подростков. Причем образ жизни подростков, обучающихся в разных типах образовательных учреждений, существенно отличается. Если среди учащихся 9-11-х классов г. Москвы курят до 30% опрошенных обоего пола (наши данные, найти публикацию), то среди пятнадцатилетних воспитанников детских домов и школ-интернатов более половины (О.Ю. Милушкина, 2002). Среди подростков, обучающихся в профессиональных училищах, распространенность вредных привычек, в частности курения, часто превышает аналогичные данные старшеклассников;  достигая 60-70% среди юношей и 40-50% среди девушек (Е.И. Шубочкина с соавт.,2004). Близкие результаты получены при обследовании учащихся профессиональных училищ Украины и Латвии (А.А.Беседина, 1995; Рубана И.М., Блука И., Лиепиньш Х., 2004).

Наши данные мониторинга вредных привычек среди московских подростков за период с 1990 по 2006 гг. ( более 2 тыс. подростков)  позволили выявить две важные тенденции в распространенности табакокурения. Первая - преимущественный прирост числа курящих среди девушек, что приводит к сглаживанию традиционных различий в распространенности  курения среди подростков разного пола. В отдельных выборках число курящих девушек среди старшеклассников было больше, чем среди юношей. Вторая тенденция – снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на средний школьный возраст- 12-13 лет. Этот факт  говорит об увеличении числа курящих «со стажем» среди учащихся старшего подросткового возраста, что создает дальнейшие проблемы. Аналогичные тенденции отмечены на Украине. Результаты опроса более 7,5 тыс. подростков показали, что за период с 1999 года произошло увеличение числа детей в возрасте до 11 лет, впервые попробовавших курить  с  34% до 42 % у мальчиков,  у девочек – с 11% до 28% (Полька Н.С., Бердник О.В, 2006). Эти данные говорят об общих закономерностях распространенности табакокурения в наших странах.

Курение и здоровье

Обычно курение рассматривается как фактор риска, способствующий в последующем формированию хронических неинфекционных заболеваний. Вместе с тем, растущий организм обладает повышенной чувствительностью к влиянию неблагоприятных факторов и для построения профилактических программ по профилактике табакокурения очень важно иметь более полные представления о последствиях раннего курения.

Очень важны  данные о влиянии пассивного курения на детей, когда они вдыхают табачный дым курящих дома родителей. Оказалось, что такие дети чаще и тяжелее болеют респираторными инфекциями и хроническими отитами,  чем те, чьи родители не курят. Установлена тесная связь между загрязнением воздуха табачным дымом курящих родителей и повышенным риском проявления у 8-11-летних детей кашля с выделением мокроты.( (цит. по книге «Женщины и табак». ВОЗ. Женева. 1994 ).

Исследования показывают, что у подростков с небольшим стажем курения (0,5-2 года) нарушаются механизмы регуляции дыхания, оно становится менее экономичным. После выкуривания одной сигареты наблюдается достаточно продолжительное (10 мин.) сужение мелких сосудов глазного яблока. Чем младше были курящие подростки, тем более значительными были изменения мозгового кровотока (О.А.Гурова, И.П.Самбурова, Е.В.Соколова, 1991).  Среди учащихся профессиональных училищ  по сравнению со школьниками общеобразовательных школ выявляется больше лиц с повышенным артериальным давлением, которое связывается с более частым потреблением табака и алкоголя (D.Munteanu et all,1990). Среди подростков с нарушениями вентиляционной способности легких, преимущественно за счет ухудшения проходимости мелких бронхов, часто встречались подростки с бронхитом, а также курящие (В.М.Андреев, А.Г.Латыпов и др., 1994). По нашим данным (Е.И. Шубочкина с соавт, 1999) у курящих девушек, обучавшихся в профессиональных училищах, по сравнению с некурящими были хуже показатели самочувствия, больше число жалоб, заболеваний простудного характера, желудочно-кишечного тракта, сердечно сосудистой системы, больше  различных нарушений менструальной функции.

У курящих школьников 9-х классов обнаруживается  по сравнению с некурящими снижение ряда когнитивных функций—внимания, объема кратковременной памяти, снижение точности и скорости логических операций, ухудшение зрительно- моторной координации (Надеждин Д.С., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. и др., 2003).

Ранние последствия табачной интоксикации были обнаружены у курящих школьников в возрасте 11-17 лет, несмотря на сравнительно малый стаж курения. Среди курящих были больше распространены жалобы по сравнению с некурящими на кашель, одышку, слабость. Жалобы подтверждались данными медосмотров и данными обращаемости за медицинской помощью (И.А.Левашова, А.Н.Чайка, А.А.Адельшина, 2004).

Курение подростков способствовало повышению утомления после учебных нагрузок, плохому самочувствию, увеличивало заболеваемость ОРЗ (Шубочкина Е.И, Молчанова С.С., Куликова А.В., 2004; Давыденко Л.А., 2006).

С увеличением  возраста число подростков, имеющих вредные привычки, растет. Причем, табакокурение, как правило, является манифестным признаком ухудшения образа жизни подростка в целом. Курящие подростки отличаются от некурящих более высокой распространенностью и других форм отклоняющегося поведения - уровнем алкоголизации, приобщением к наркотическим веществам. Сочетание указанных вредных привычек, которые  рассматриваются как психоактивные вещества (ПАВ), оказывает более выраженное негативное влияние, чем только курение.

Нами с использованием методов доказательной медицины (Р.Флетчер, С.Флетчер. Э.Вагнер, 1998) были рассчитаны дополнительные риски увеличения нарушений менструальной функции у девушек при употреблении психоактивных веществ (ПАВ). Оказалось, что  риск появления сильных болей во время менструации у курящих девушек в 1,6 раза выше, чем у некурящих. При сочетании вредных привычек вероятность появления этого симптома была уже в 2,8 раза выше. Вероятность увеличения числа принимающих лекарства во время менструации при наличии вредных привычек оказалась в 1,4- 1,5 раза выше. Вероятность увеличения нерегулярных менструаций и роста жалоб в предменструальный период у девушек, имеющих сочетание вредных привычек, выше в 1,3-2,3 раза.

У взрослых женщин курение ассоциируется не только с высоким риском появления нарушений менструальной функции, но  и повышенным риском бесплодия, осложнений беременности и родов, ухудшением здоровья новорожденных, ранним климаксом (Женщины и табак. ВОЗ, 1994).

Табачная зависимость

В состав всех видов табачных  изделий входит алкалоид никотин, который и является главной причиной привыкания людей к потреблению табака.  Никотин является сильным психоактивным веществом. Высокие дозы никотина могут привести к интоксикации и даже смерти. Дозы, содержащиеся в табачных изделиях, вызывают у потребителей чувство удовольствия и удовлетворенности.  Никотин способствует ослаблению таких состояний как скука, стресс. Активизируя рецепторы никотина в центральной нервной системе, он вызывает зависимость. Никотиновая зависимость, как и другие формы наркотической зависимости, представляет собой прогрессирующее рецидивирующее расстройство. Тяжесть его варьирует от слабой до сильной, когда человеку трудно отказаться от курения, чтобы преодолеть зависимость и избежать выраженных ухудшений состояния здоровья.

Подростки достаточно осведомлены о вредности курения для здоровья -  до 85-92% опрошенных подростков отвечают, что курение даже в первые годы наносит вред здоровью и является причиной многих заболеваний. Девушки  знают, что курение может оказать вред будущему потомству. Хотя эти знания для значительной части подростков оказались пассивными и не помешали их приобщению к вредным привычкам, в том числе и к табакокурению, тем не менее половина курящих хотела бы бросить курить.  Среди них каждый второй неоднократно пытался  избавиться от этой  привычки, но не смог. По данным опроса учащихся профессиональных училищ бросили курить 16% ранее куривших. В структуре причин доминирует собственное желание, затем причины, связанные со здоровьем, советы родителей, религиозные мотивы. Ни один подросток, бросивший курить, не отметил, что сделал это по совету врача иди педагога.

Изучение распространенности табачной зависимости среди курящих подростков с использованием теста Фагерстрома показывает, что среди школьников табачной зависимостью страдает каждый десятый школьник или каждый третий курящий (О.Ю.Бадалов, И.З.Козловский и др., 2003). По нашим данным среди учащихся профессиональных училищ  две трети курящих юношей и треть девушек имели умеренную и сильную табачную. Среди взрослых курильщиков до 70% имеют выраженную зависимость. Это является одной из причин того, что из желающих бросить курить - а это 60-70% курящих - две трети пытались бросить курить, но без эффекта или с временным эффектом. Основной причиной неудач являются слабая мотивация и табачная зависимость (В.Ф.Левшин, 2003).

В связи с этим, можно придти к выводу, что у значительной части курящих подростков уже имеется сформировавшаяся потребность в помощи для отказа от курения. Неудачные попытки бросить курить самостоятельно могут быть связаны с наличием табачной зависимости. Все это говорит о сложности решения проблемы снижения табакокурения среди подростков 15-17 лет и важности программ, направленных на раннюю профилактику курения.  Для разработки и внедрения таких программ  необходимо изучать  причины способствующие формированию курительного поведения и детей и подростков.

Причины курения

Подростковый возраст - особый период в физиологическом, психологическом  и социальном плане. Интенсивный рост и половое созревание, определенная психологическая неуравновешенность и эмоциональность сочетаются со стремлением стать  взрослее, самоутвердиться, быть принятым в своем окружении.  Для подростков характерно экспериментирование, проба своих возможностей и, как следствие, склонность к рискованным формам  поведения. Формирование вредных привычек связано с определенными социальными и индивидуальными предпосылками. Эксперты ВОЗ, выделяют следующие    обстоятельства, способствующие началу и поддержанию курения подростков:

 - наличие курящих в семье, курение друзей и сверстников

-отсутствие определенных жизненных целей и низкая успеваемость в школе

- отношение к курению как проявлению независимости и даже мужества, вызову  определенным нормам поведения

- риск для здоровья, обусловленный курением, рассматривается подростком как отдаленная потенциальная опасность.

-социальная приемлемость курения в конкретном обществе

Подростки отмечают  также такие причины начала курения как любопытство, пример друзей и взрослых, влияние средств массовой информации, рекламу, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников (И.В. Журавлева, 2002).

При высокой распространенности курения большой процент подростков  не курит. Наши данные показали, что структура причин отказа от курения  юношей и девушек практически совпадает и выглядит следующим образом: - 75 % ответили, что курение очень вредно для здоровья; 7% считали, что на сигареты жалко тратить деньги; - 7 % испытали неприятные ощущения во время первой попытки закурить; 3 % отметили возражения и запреты родственников ;остальные указали на другое.

Таким образом, для большинства некурящих подростков, причина, связанная с риском для здоровья, оказалась ведущей для  отказа от курения. Это говорит о том, что убедительно представленная информация о вредности курения  существенно влияет на формирование отношения к табакокурению. Следует отметить, что причина, связанная с запретами и возражениями родственников, представлена в очень небольшом числе ответов и связана, вероятно, с традиционно высокой  распространенностью курения  среди взрослого населения России.

В этой же выборке среди курящих подростков изучались причины курения. Ответы мало отличались у юношей и девушек -  44,5%- ответили, что курение успокаивает, 9% указали, что это приятное занятие, 6% считали, что это помогает в общении, 5% ответили (чаще юноши), что благодаря курению чувствуют себя взрослее и увереннее, значительное число подростков (38%) отметили среди причин курения - другое.

Более подробная шкала возможных причин курения позволила уменьшить процент “ других” нераскрытых причин. Ведущая причина курения юношей - желание снять напряжение, на втором месте - пример окружающих, следующие места с большим отрывом занимают желание самоутвердиться, повзрослеть, и даже желание похудеть. У девушек пример окружающих доминирует, второе место занимает желание снять напряжение, последующие места, как и у юношей, с большим отрывом занимают те же причины: желание повзрослеть, самоутвердиться, похудеть.

Таким образом, в структуре причин выделяются две главные, независимо от пола - пример окружающих и желание снять напряжение. Последнее, по-видимому, является отражением стресса, обусловленного активными процессами полового развития, неуравновешенностью нейро- эндокринных процессов на этапе подросткового онтогенеза. Вторая причина - пример окружающих – причина внешняя. На обе причины можно и  необходимо влиять.

Альтернативными способами снятия стресса является двигательная активность, занятия физической культурой и спортом, активное времяпрепровождение, посвященное   занятиям по интересам и увлечениям, важное значение имеет обучение  психологическим способам снятия стресса,  аутотренингу.

На высокую опасность и агрессивность современной среды окружения указывают данные опросов подростков по поводу рекламы курения на улице, в общественных местах или в печати. Очень часто видят рекламу сигарет в указанных местах около 80% опрошенных подростков, от 14% до 21% ответили, что иногда видят, и только 2,5% ответили, что не помнят этого Отношение к рекламе неоднозначное. Не обращают внимания на рекламу от 44% до 57% подростков, около 20% она не нравится, раздражает, тем не менее, каждый пятый ответил, что отдельные виды рекламы привлекают, около 5% затруднились с ответом.

Опросы украинских школьников показали, что 67% видели много щитов с рекламой табачных изделий, однако наличие предупреждающих надписей на них отметили только 49%. Авторы объясняют это тем, что яркие привлекательные изображения успешных курильщиков формируют скорее положительное отношение к курению, чем «сухой» текст о вредности табака. Помимо этого,  приведены данные о том, что представители табачных фирм бесплатно предлагают подросткам сигареты и распространяют сувениры с эмблемой сигарет, которые имелись у каждого третьего подростка (Полька Н.С., Бердник О.В, 2006).

  Таким образом, среда окружения является весьма агрессивной в отношении навязывания табакокурения подросткам.  В противовес этому,  активная реклама в СМИ элементов, составляющих здоровый образ жизни, практически отсутствует или представлена  в ограниченном и мало непривлекательном виде.

Важная роль в формировании курительного поведения принадлежит семье, где дети впервые узнают о курении и зачастую становятся пассивными курильщиками. Существует тесная связь между курением родителей и формированием привычки у детей. Исследования показывают, что вероятность приобщения подростков к курению в 5 раз выше в курящих семьях. Для предупреждения раннего курения существенное значение имеет родительский запрет, отсутствие его увеличивает число юных курильщиков  в 3-4 раза (Женщины и табак. ВОЗ, 1994).

Факторами риска, способствующими формированию отклоняющихся форм поведения подростков, являются определенные социальные характеристики семьи (состав семьи и психологический микроклимат). В неполных семьях и особенно в семьях с ухудшенными семейными взаимоотношениями происходит более раннее формирование вредных привычек, их распространенность превышает в 1,5 -2 раза аналогичные данные у учащихся, проживающих в благополучных семьях ( Шубочкина Е.И., 2001).

На формирование здорового образа жизни детей и подростков может и должна оказывать влияние школа. Закон об образовании возлагает на школу ответственность за здоровье учащихся,  программы гигиенического обучения и воспитания должны занять соответствующее остроте проблемы место в  программах обучения  детей от младшего до старшего возраста (Л.П Почуева, И.И Ковешникова, Л.В Барков, 2006). В настоящее время вопросы охраны здоровья  представлены в совершенно недостаточном объеме  в  школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

В последние годы получают распространение  школы, содействующие здоровью, где вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни органично включаются в программы преподавания различных предметов,   охватывая учащихся всех классов. В частности, для учащихся младших классов образовательная программа «Здоровье» интегрируется  в курс «Естествознание» и «Окружающий мир», для учащихся средних классов – в курс «ОБЖ» и «Биология», в старших классах - в курс «ОБЖ». В этих школах проводятся такие мероприятия как дни здоровья, тематические конкурсы, осуществляется тесная связь и работа с родителями по формированию здорового образа жизни  учащихся, педагогический коллектив взаимодействует с медицинским персоналом.  Показана хорошая эффективность такой профилактической работы в формировании здорового образа жизни учащихся и существенном снижении вредных привычек у школьников (Л.В. Баль, С.В. Барканов, 2002; Н.О. Сапунова, 2006)

 Роль врачей в проведении профилактической работы с детьми подростками трудно переоценить. Среди желаемых источников информации по здоровому образу жизни медики занимают, как правило, первое- второе место, разделяя его со специальной литературой. Однако среди реальных источников такой информации у подростков на 1 месте находятся сверстники и друзья, медицинские работники  указываются в 4-5 раз реже, занимая 5-6 места. Профилактические приоритеты в медицинской практике при большой загруженности врача остаются во многом декларативными, хотя вменяются в обязанности  врача любой специальности.  Вместе с тем, в снижении распространенности табакокурения при оценке разных форм работы (лекции, групповые беседы, брошюры, плакаты) самой эффективной формой признаны индивидуальные  конкретные советы и рекомендации врача. Врачи, осуществляющие помощь учащимся в образовательных учреждениях, и врачи отделений медико-социальной помощи детских поликлиник - основное звено, в котором профилактическая работа с учащимся разного возраста, в том числе по снижению девиантных форм поведения,  должна действительно стать приоритетной (Кучма В.Р., Ямщикова Н.Л., 2006). В системе учреждений здравоохранения существуют Центры гигиенического образования населения и Центры медицинской профилактики, задачей которых является  организация и проведение профилактической работы  с населением по формированию ЗОЖ, в том числе с организованными контингентами учащихся.  Специалисты этих учреждений взаимодействуют со школами и осуществляют антитабачное гигиеническое воспитание детей и подростков, включающее предупреждение потребления табачных изделий, повышение информированности о вреде курения для здоровья, а также помощь  в ликвидации привычки к курению уже приобщившихся к нему, просветительскую работу с родителями. Опыт таких учреждений показывает, что успешность антитабачного воспитания дает действенные результаты при систематической планомерной и комплексной работе, где привлечены образовательные и медицинские учреждения, семья  и средства массовой информации ( Дедух Е.Л, Лузанова Г.С., Ручкина Н.А., 2006).

Таким образом, высокая распространенность вредных привычек в современной популяции подростков с тенденцией роста при снижении возраста их формирования является неблагоприятным для прогноза здоровья подрастающего поколения в ближайшем будущем и развития хронической патологии в последующем. За последнее десятилетие произошло не только количественное увеличение распространенности табкокурения среди подростков, но и качественное изменение - увеличение доли подростков  со сформировавшейся зависимостью к курению. Совершенно очевидно, что профилактические программы формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни должны начинаться в более ранних возрастных группах. У подростков старшей группы, наряду с потребностью в таких программах, сформировалась выраженная потребность в конкретной помощи для отказа от курения, что требует помощи психологов и медиков.

            Решение неотложной задачи по снижению распространенности вредных привычек среди подростков требует межведомственного взаимодействия, объединения усилий врачей, педагогов, родителей, социальных работников, всего общества. Необходимо принятие решений и на законодательном уровне, в частности, активная профилактика вредных привычек среди взрослого населения, ограничение рекламы табачных изделий, активная реклама в СМИ составляющих здорового образа жизни и вытеснение социально опасной рекламы.

 Исключительно важными представляются меры по снижению пресса скрытой и явной рекламы в интересах производителей и поставщиков табачной продукции, организация и проведение просвещения подростков с целью формирования у них потребности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к здоровью в учебных заведениях, учреждениях здравоохранения. Средства массовой информации, телевидение,  Интернет должны формировать новую моду среди молодых – модно и хорошо быть свободным от вредных привычек и здоровым. Девушка, выходящая из метро, и нервно закуривающая – имеет табачную зависимость ! Мы их видим каждый день. Ее здоровье и здоровье ее будущих детей в опасности.

Список литературы:

  1. Андреев П.М., Латыпов А.Г. и др. Состояние функции внешнего дыхания у подростков. //Казанский медицинский журнал.- 1994.- т.1ХХУ.- №6.- С. 461-462.
  2. Бадалов О.Ю. , Козловский И.З., Бахтинов О.П., Стефаниди Н.С.  “О ситуации с табакокурением в Ставропольском крае”. “За свободную от табачного дыма Россию.”. Информационный бюллетень. Вып. 3-4.- 2003
  3. Беседина А.А. Актуальные вопросы профессионального обучения подростков. //"Актуальные проблемы гигиены детей и подростков". Материалы научно-практической конференции (Харьков, 24-25 мая, 1995 г.).- Харьков.- 1995.- С.22-24.
  4. Гринене Э.Ю. Состояние здоровья и некоторые аспекты понятия здорового образа жизни подростков г. Каунас. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с.
  5. Гурова О.А., Самбурова И.П., Соколов Е.В. Влияние курения табака на организм подростков. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991.- №2.- С.110-112.
  6. Давыденко Л.А.Образ жизни школьников крупного промышленного города: оценка риска. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с. 45-46
  7. Даниленко Г.М., Клыгина И.А.  Школа как ядро системы формирования здорового образа жизни учащихся. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с. 45-46
  8. Дедух Е.Л, Лузанова Г.С., Ручкина Н.А. Роль гигиенического образования школьников , подростков  и молодежи в профилактике табакокурения. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. С.49
  9. Женщины и табак. Всемирная организация здравовохранения . Женева. 1994
  10. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. Москва. Институт социологии РАН. 2002.- 240с
  11. Журавлева М.С., Сетко Н.П.. распространенность вредных привычек среди подростков как медико-социальная проблема современного общества. Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С. 53-54
  12. Застенская И.А, Лазарчик Ж.Г., Фарино Н.Ф.   К проблеме табакокурения среди подростков. Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С.54-55
  13. Кучерук А.С., Совтысик Д.Д. и др. Исследования функциональных сдвигов в организме юношей 9-10 классов при велоэргометрических нагрузках. //Теория и практика физической культуры.- 1993.- №9.- С.22-23.
  14. Кучма В.Р., Ямщикова Н.Л, Актуальность подготовки персонала отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях на кафедре гигиены детей и подростков. Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С.25-26
  15. И.А.Левашова, А.Н. Чайка, А.А. Адельшина. «Состояние здоровья школьников и распространенность среди них курения» М-лы научно-практ. конференции «Актуальные вопросы обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия и охраны здоровья центрального региона России», посвящ. 80-летиюГоссанэпидслужбы России, Смоленск, 26-29 ноября 2002 года. Смоленск, 2002, с. 147-149
  16. Левшин В.Ф. Методология и формы организации помощи в отказе от курения. -“За свободную от табачного дыма Россию.”. Информационный бюллетень. Вып. 3-4, 2003
  17. Надеждин Д.С., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., Гончарова Г.А., Даниленко О.В., Сахаров В.Г., Квасов Г.И. «Курение и высшая психическая деятельность подростков». Материалы VIII Конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии». Москва 18-21 февраля 2003 года.- стр.242.
  18. Полька Н.С., Бердник О.В. Медико-социальные аспекты табакокурения Украины. , Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С. 72
  19. Почуева Л.П.Ковешникова И.И, Барков Л.В.Гигиеническое воспитание и обучение учащихся образовательных учреждений  Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С.73-74
  20. Рубана И.М., Блука И., Лиепиньш Х. Профилактика употребления алкоголя в школах профессионального образования. //Материалы международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» 12-14 мая 2004г. Москва.- 2004.- Часть III.- с.54-56.
  21. Савина Н.В., Ханды М.В., Таюрская Т.С, Стекаловская З.Н., Степанова Л.А., Акимова Л.С. Профилактическая программа «Некурящее поколение» как мера первичной профилактики табакокурения среди школьной популяции. 10 Конгресс педиатров, 7-9 февраля 2006 г. Научно - практически журнал Союза педиатров России «Вопросы современной педиатрии» 2006, том 5, № 1 , с.507-508
  22. Сапунова Н.О. «Гигиеническое  обоснование  программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта «Здоровые города». Автореф. дисс. канд.мед. наук., Москва-  2005

23.  Скворцова Е.С.// Российский медицинский журнал.- 2001.- № 6.- С.14-16.

  1. .Е.И.Шубочкина, А.В.Куликова, Н.Г.Самотолкина, С.С.Молчанова. Медико- социальные предпосылки совершенствования охраны здоровья девушек, получающих начальное профессиональное образование. Российский педиатрический журнал.- 1999, № 5, С.23-27
  2. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Куликова А.В. Образ жизни и его значение в формировании состояния здоровья подростков. //Материалы международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХ1 веке» 12-14 мая 2004 года.- М.- с.371-372.
  3. Е.И.Шубочкина, С.С.Молчанова, А.В.Куликова. Курящие подростки как медико-социальная проблема. Материалы Х Съезда педиатров России «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям». Москва, 8-10 февраля 2005. с.611
  4. Е.И.Шубочкина, С.С.Молчанова, А.В.Куликова. Причины курения и некурения подростков и технология формирования здорового образа жизни. Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва.С.87
  5. Е.И.Шубочкина, С.С.Молчанова, А.В.Куликова. Вредные привычки и охрана репродуктивного здоровья девушек.  Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С.87-88
  6. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно- методическое пособие. Под ред.Л.В. Баль, С.В. Барканова. Москва, 2002 С.191
  7. Jungbauerova L. Rezimove otazky dorostu strednich odbornych ucilist. //Cs. Hyg.- 1990.- ¹6.- 321-330.
  8. Demetra Munteanu, Luisa Schioiu-Costache, I.Nita, Mandica Serban, S.Purice. Prevalence of Arterial Hypertension in a Collectivity of Adolescents. //Rev. Roumanian Jornal of medicine.- 1990.- v.28, № 3.- p.241-243
 Написать комментарий  Ваш комментарий
(для участников конференции)

 
Информационное письмо
Программа конференции
Список участников
Регистрация
  Дискуссия
08.06.07 А.С.Акопян
06.06.07 Ф.П.Смирнов
02.06.07 А.С.Акопян
02.06.07 Л.В.Панова
01.06.07 Н.Л.Русинова
01.06.07 О.А.Шаповалова
01.06.07 О.А.Шаповалова
01.06.07 О.А.Шаповалова
01.06.07 А.В.Косов
 Дискуссии прошедших сессий:
Социальная политика в сфере здравоохранения.
Организация здравоохранения: образование, кадры, управление, наука.
Социальные стратегии сохранения здоровья
Информационные ресурсы охраны здоровья

© 2015 Экономика. Социология. Менеджмент
Эл. почта:
Контактная информация
Редактору
Статистика

Адрес кардиологического центра сургут, Сахарный диабет фон алкоголя в крови методические указания, Тв центр программа врачи цистит, Стол для людей жкб холецистит, Бсмп кардиология врач константин владимирович, Ребенок откидывает голову назад к позвоночнику, Боли в спине и низу живота на 26 неделе беременности, Как правильно питаться если сердце больное, Подкисленная вода после пилинга