Первые проекты
Первый проект трамвайного движения во Владикавказе мог воплотиться в жизнь в 1890 году: инженер по фамилии Нигровский заключил контракт с городскими властями. Целью работ по контракту являлось сооружение линий конно-железной дороги по пяти городским улицам. Но конка дальше идеи не пошла.
8 октября 1896 года городская дума Владикавказа приняла решение о сооружении электрического трамвая и освещения. В январе 1897 года для ведения переговоров с целью заключения трамвайного контракта прибыли несколько претендентов:
- Инженер Ковелев.
- Фирма Сотэ, Варле и Ко (Париж).
Торги на отдачу сорокалетней трамвайной концессии состоялись в феврале 1897 года. Приглашение для участия в конкурсе на получение и условия концессии были опубликованы во всех ведущих российских газетах. В конкурсе победил греческий подданный Е. И. Скараманга.
Подвижной состав трамвая широкой колеи
В мае 1934 года прибыли 8 трамвайных поездов (8 моторных и 8 прицепных вагонов) производства с Мытищинского завода, а также 1 моторный вагон МС из Ленинграда (производства Кировского завода, в качестве подарка городу), и через месяц они уже эксплуатировались на новых линиях.
С до : Х-М, МС-МСП, КТМ-П-1, КТМ-П-2
После окончания строительства второй очереди, в августе 1935 года с Мытищинского завода прибыли ещё 2 моторных вагона; в июне 1936 для третьей линии прибыли 6 моторных вагонов и 2 прицепки. Подвижной состав продолжал поступать и накануне войны в депо имелись 21 моторный и 18 прицепных вагонов.
В период войны было потеряно 8 вагонов. Потребности в перевозках увеличивались, трамвайная сеть расширялась. В 1952 году из Ленинграда прибыли три старых прицепных вагона МСП и 4 новых поезда КТМ-П-1; в 1956 году поступило ещё два поезда КТМ-П-1 и два поезда МС-МСП из Ленинграда после капитального ремонта. В 1957 году город обслуживало 54 вагона.
В 1958 году в город прибыли ещё два трамвайных поезда КТМ-П-l и 2 моторных вагона МС б/у из Ленинграда, а в 1959 году — 5 поездов КТМ-П-1. По состоянию на конец 1960 года в парке города имелось 77 вагонов. Основу парка составляли 20 моторных вагонов типа «Х» и 21 типа прицепной вагон «М», поступившие во Владикавказ в — 1939 годах с Мытищинского и Усть-Катавского заводов. Кроме этого имелось 36 вагонов (18 поездов) КТМ-П-1.
В октябре 1961 года поступили три первых поезда КТМ-П-2 с Усть-Катавского завода. На 1962 год было запланировано начало строительства нового трамвайного депо на 50 мест на ул. Дзержинского и с подведением к нему служебной линии длиной 1 км. В июле 1965 года было 100 вагонов, из них были составлены 52 поезда, в том числе использовались старые вагоны Мытищинского завода.
В — 1969 годах в город поступило ещё 38 трамвайных поездов КТМ-П-2. К концу 60-х годов XX века было произведено обновление вагонного парка: старые довоенные вагоны были полностью списаны. По мере поступления новых вагонов продолжали списываться старые. В июле 1979 года трамвай отметил 75-летний юбилей, на тот момент вагонный парк состоял из 104 вагонов Татра-3. К тому моменту все трамвайные поезда КТМ-П-1 и КТМ-П-2 уже были списаны (в основном во время массового списания 1976 года). В 1981—1987 годах во Владикавказ поступило ещё 10 вагонов Т-3.
С : КТМ-П-1, КТМ-П-2, Татра T3
Трамвай на проспекте Мира. 2005 год
C 1972 года трамвайная сеть Владикавказа начинает пополняться вагонами Татра-3. По состоянию на конец 1974 года количество этих вагонов достигло 34, в 1975 году парк Владикавказа пополнился ещё 30 единицами.
С осени 1988 года на трамвайную сеть поступили первые вагоны Татра-ЗМ. Всего до окончания выпуска вагонов этой модификации было получено 20 трамваев. В том же году поступили вагоны Tatra T6B5, позднее переданные в Екатеринбург (1993, 2003).
В сентябре 1991 года трамвайный парк Владикавказа пополнился 20 вагонами КТМ-5М3, а в 1993 году поступил 21 вагон нового поколения КТМ-71-608. В 1994 году 10 вагонов Т-ЗМ были проданы в Екатеринбург.
В 1996 году с целью обновления подвижного состава в Лейпциге было закуплено 8 вагонов Татра-4Д б/у, в -1998 годах пришли ещё 2 вагона Т-3Д в из Шверина и Кемница (Германия). В 2002 году получено ещё 17 Т-4Д из Дрездена, они вышли на линию в самом конце 2002 года.
В 2008 году восемь вагонов Tatra T4DM поступили в эксплуатацию из Магдебурга.
Примечания
- обсуждение на forum.tr.ru)
- Во Владикавказе увеличилась стоимость проезда на трамвае.
- ↑ Владикавказскому трамваю — 100 лет // Вестник городского электрического транспорта России : ж. — М, 2004. — № № 4 (61). — С. 33.
- ↑ 243. Владикавказ (трамвай). Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 10 марта 2008.
- Всероссийская трамвайная конференция 1922 года. Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 10 марта 2008.
- 15 моторных вагонов были оборудованы парой моторов фирмы «Гелиос», а 4— парой моторов фирмы «Сименс-Шуккерт»
- ↑ Известно, что из Харьковского трамвая, который в конце 1920-х годов был перешит с узкой на широкую колею, поступило 6 вагонов в и 3 вагона — в 1931 году.
- В однопутном исчислении по осям улиц
- С 1931 года Владикавказ был переименован в Орджоникидзе
- Список подвижного состава — СТТС
Трамвайная история
18.11.2014
Gradus Pro
Сегодня на пресс-конференции руководитель «Владэлектротранс» Олег Дедегкаев рассказал журналистам о реальном положении дел предприятия.
История Владикавказского трамвая началась в далеком 1904 году. Этот вид транспорта пользовался огромным успехом у горожан. Но спустя сотню лет в 2012 году «Трамвайно-троллейбусное управление» обанкротилось. На смену ему пришло муниципальное унитарное предприятие «Владэлектротранс».
Но и им не удается улучшить судьбу трамвая. На сегодняшний день положение дел «Владэлектротранс» оставляет желать лучшего. По подсчетам специалистов «Владэлектротранс» сумма, потраченная в 2014 на работу трамвайного сообщения в городе, составляет 85 миллионов рублей, из них 45 миллионов рублей выделяет администрация Владикавказа, 40 миллионов рублей – это недофинансирование.
Содержать самый экологически чистый вид общественного транспорта не так дешево и легко. А говорить о какой-либо прибыли не стоит и вовсе. К примеру, стоимость проезда составляет 10 рублей, когда реальная затрата предприятия на перевозку одного пассажира — 21 рубль. Разницу покрывает АМС Владикавказа. Но это всего лишь 40 % от всех затрат. Хотя сумма ежегодно увеличивается и в 2015 году составит 65 миллионов рублей, этих денег не хватает.
Чтобы избежать банкротства, предприятие максимально сокращает расходы. И даже тот факт, что в трамваях нет кондукторов, тоже последствия нехватки финансирования.
На сегодняшний день у «Владэлектротранс» 33 вагона, из них 26 рабочих, а 7 находятся на ремонте. Кроме того, необходимо ремонтировать трамвайные пути, из 55 км общей протяженности, отремонтировано всего лишь 3,5 км.
— Ситуацию необходимо решать уже сейчас, в скором времени у предприятия могут возникнуть проблемы с выплатами заработных плат работникам, — отметил Олег Дедегкаев.
Руководством АМС Владикавказа в правительство Северной Осетии было направлено обращение с целью выделения денежных средств из республиканского бюджета. Обращение находится пока на рассмотрении правительства. Также «Владэлектротранс» разработало специальную программу, которая находится на рассмотрении в Министерстве промышленной и транспортной политики.
— Сегодня в городе пять миллионов людей в год перемещается на трамваях. Этот вид транспорта необходим горожанам. Владикавказский трамвай может заменить метро в Осетии, — заявил начальник «Владэлектротранс» Олег Дедегкаев.
Материал подготовила Кристина Дзедаева
- «Владэлектротранс» Олег Дедегаев
- Владикавказ
- Северная Осетия